Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. ( Притчи Соломона Гл4, ст1;2.)
Ты злишься, мой сын.
Когда я наставляю и предостерегаю. В моих словах много неприятной правды, которая обескураживает, от неё опускаются руки. Об неё ломаются надежды и разбиваются мечты.
Странно. И почему у правды почти всегда горький привкус, почему рядом с ней всегда неловко, неудобно, больновато? Зачем? Она что – лекарство?
Увы, да. Правда это лекарство от глупости. Кто примет и усвоит, тот поумнеет. Кто отмахнётся, почему-то решив, что именно у него всё будет по-другому, будет набивать себе синяки и шишки. До тех пор пока не впитает правду жизни с собственным опытом.
А ведь так хочется уберечь тебя от страданий, сын мой! Оградить от переживаний и ненужных разочарований…
Как трудно, почти невозможно убедить тебя в чём-то! Ты ведь умный. И сам в состоянии во всём разобраться. Ты хочешь сам. Сам всё попробовать, сделать, добиться, испытать, ощутить.
…Да только надо ли? …
Наверное надо.
Нет, нет! Ты не глуп! Просто ты потрясающе молод и чист, и поэтому наивен и беспечен! Ты восхитительно благороден и бесхитростен, и от этого беззащитно простодушен!
А неприятная правда почему-то бубнит, что тот кто совершил беспримерный подвиг и геройски погиб и тот, кто остался в живых и сумел воспользоваться плодами победы это разные люди. И зачастую имени истинного героя никто не помнит, и тот, второй, незаслуженно пользуется чужой славой. Да и вообще, самые ужасные низости и преступления совершаются почему-то наиболее уважаемыми и почитаемыми – буквально столпами общества. Право первородства и получения наследства, огромные состояния, высокие должности, титулы и даже места в истории человечества обретались при помощи обмана, подлога, лжесвидетельства, клятвопреступления, воровства, неприкрытого грабежа, беспринципности, бесстыдного бесчестия, нечеловеческой жестокости, душегубства и истребления целых народов.
Я не призываю тебя совершать подлости. Я хочу, чтобы ты не позволил подлости по отношению к себе.
А ты злишься, мой сын. Ты не хочешь верить в несправедливость этого мира.
Я тоже не хочу.
Ты часто не согласен со мной. Думаешь, что знаешь лучше чем я.
Конечно я не знаю всего. И далеко не всегда я могу сказать, что и как нужно делать. Зато я точно знаю чего делать не надо. Потому, что я гляжусь в тебя как в зеркало, в котором я на двадцать пять лет моложе. Потому, что со мной всё это уже было. Потому, что всё это уже было много раз до меня.
Лишь поэтому, на правах бывалого, я позволяю себе давать советы.
И ты сердишься на меня, сын мой. Что тебе мой опыт? Ведь мир так быстро меняется! И я, не успевающий за этими изменениями, кажусь тебе ископаемым. Только я уже успел понять, что мир меняется, а человек – нет. Законы, руководящие человеческими взаимоотношениями не изменились от начала бытия.
А знаешь почему?
Я могу рассказать. Ты ведь знаешь, я многое могу рассказать.
Семь смертных грехов – семь изъянов человеческой природы, руководят нашими желаниями и поступками. Вот они:
Гордыня, Алчность, Зависть, Гнев, Похоть, Чревоугодие. Лень.
Мудрец, который формулировал понятие о смертных грехах, расположил их в порядке опасности, которую несут они в себе. Первые четыре – наиопаснейшие – грехи бессмертной души. Три других – грехи нашей слабой смертной плоти.
Я хочу предостеречь тебя от трёх из них, наиболее угрожающих тебе ( помнишь? – зеркало! ).
Гордыня…
Тебе и вправду есть чем гордиться. Ты от рождения одарён сверх меры. Твоих дарований хватило бы на несколько жизней. Но помни слова Притч Соломоновых:
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. (Гл11, Ст3.)
В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Гл14, ст3. Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.( Гл15, ст4.)
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. ( Гл16, ст18.)
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. ( Гл29, ст23)
Гордись дарованиями своими, сын мой, как гордятся оказанным доверием. Но не поддавайся греху гордыни, потому, что не бывает наград за способности. Награждают только за достижения.
Гнев…
Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит. ( Гл14, ст22.)
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. ( Гл14, ст16.)
[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. ( Гл19, ст1.)
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. (Гл19, ст11.)
Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. ( Гл29, ст11)
Лень…
Мой сын! Ты это то, что ты сделал. Не то, что мог, хотел, мечтал, надеялся, а только лишь сделал. Жизнь, даже если она долгая по человеческим меркам, ужасающе коротка. Не успеешь оглянуться, как уже пора подводить итоги. И очень горько сознавать, что вот это мог бы, но не сделал, другого не достиг, третьего не успел, четвёртое – упустил возможность, а за пятое даже и не брался. Потому, что был занят … чем? Пустые фантазии, суетные наслаждения, мимолётные увлечения – всё это легко и приятно, но бесцельно и бесплотно. А дарования остаются в небрежении, потому, что порою требуют мозолей и пота, целеустремленности и напряжения. Спеши, торопись трудиться, мой мальчик! На созидание нам отпущено так мало времени.
Кому многое дано, с того много спросится. Там где ты не победил, там потерпел поражение. Ничейного результата нет, потому, что там выиграл кто-то другой. Иначе не бывает в жизни. И чтобы не смешаться с пустотой и получить право на вторую попытку, порою, нужно буквально вылезти из собственной кожи. Если хватит сил, терпения и желания, которые у нас отбирает стремительное время.
Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. ( Гл12, ст27.)
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. ( Гл13, ст4.)
Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий. ( Гл13, ст19.)
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. ( Гл19, ст15.)
И ещё сын мой, чтобы смог ты постичь истинную цену гордыни, гнева и лени, прошу тебя, присмотрись к нищим. Не тем, что блаженны духом и чья непорочность ведёт их прямо в Царство Небесное, а к обычным нищим, ватагу которых можно увидеть на вокзале или большом рынке. К тем, чьи пороки швырнули их на самое дно жизни, тем, чей символ удачи – горсть мелких монет, а предмет вожделения – бутылка жуткого пойла. Не побрезгуй их смрадом, запущенным видом и сквернословием, постой немного, где-нибудь неподалеку и понаблюдай.
Не знаю, рассмешит или ужаснёт тебя увиденное. Но среди этих людей, опустившихся настолько, что им лень не то что работать, а даже и мыться, ты увидишь бурлящие страсти, причиной которых является гордыня! Их гнев выплёскивается в нешуточные потасовки!...
Они, словно не замечают глубины своего падения, не понимают сколь жалок и мелочен предмет их ссоры. Они ожесточённо дерутся, и даже иногда убивают.
Наши гордыня и гнев столь же глупы и незначительны в глазах окружающих и могут вызывать лишь смех, недоумение или раздражение, в зависимости от ситуации.
Так стоит ли придавать значение тому, что так мало стоит?
Сын мой! Наставления моего не забывай, и заповеди мои
да хранит сердце твое;
ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
( Притчи Соломона, гл. 2, ст. 1; 2)