После 24 февраля Яндекс столкнулся с серьезным давлением: недостаточностью финансирования для исполнения обязательств из-за приостановки торговли акциями и облигациями на иностранных биржах, а также включения его топ-менеджеров в санкционные списки из-за «Новостей» и «Дзена».
Возникшие проблемы решили несколькими путями:
- «сложные» активы передали сторонней структуре (VK);
- попавшие под рестрикции руководители ушли со своих постов;
- финансовые риски компенсировали за счет льготного кредита от государства;
- дабы не создавать препятствий в развитии национальной и международной структур, предложили реструктуризировать бизнес.
Как будет проходить реструктуризация?
Официальный сайт сообщает о том, что специальный комитет при совете директоров головной структуры (нидерландская компания Yandex N.V.) рассматривает разные сценарии: например, выйдя из состава акционеров российских бизнесов корпорации и оставив за региональным подразделением его бренд, сконцентрироваться на беспилотных и облачных технологиях, платформах по разметке данных и образовательных сервисах.
Инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов в интервью РБК указывает, что хотя техническая сторона вопроса не совсем ясна, однако раздел фирмы на две части приведет к определенным неблагоприятным последствиям: основной бизнес, остающийся в России (поисковик, такси, доставка), прибыльный, но без международного сектора у национальной фирмы исчезнет «венчурное дополнение».
— [Беспилотники и облачные технологии, разметка данных и образование] рассчитаны на долгосрочную перспективу и пока нерентабельны: отделение таких бизнесов лишает Яндекс долгосрочного роста, но значительно снижает финансовые расходы, — заключил Суверов.
Финансовые показатели фирмы подтверждают прямо эту логику: по итогам третьего квартала компания получила 133 млрд рублей, 41% принес поиск и геосервисы, «Яндекс 360» (сервис платной почты), «Погода», «Алиса» и другое, 21% — такси, каршеринг и самокаты, 16% — электронная коммерция, 7% — еда и доставка, 5% — подписка «Плюс».
Что касается попадающих под выделение сервисов, то их выручка составила по итогам первого полугодия 8,6% от общей выручки группы, но EBITDA — минус 11,3% (то есть все международные проекты «Яндекса» субсидируются за счет доходов, получаемых в России).
Есть ли проблемы у реорганизации?
Да. Основные связаны с владением, а точнее с использованием акций, выпущенных корпорацией. Перестройка системы управления фирмой может привести к снижению стоимости компании.
Кроме того, как отмечают эксперты, не совсем понятно, как будет управляться, например, бренд Yango — сервис заказа такси, действующий на данный момент в 17 странах мира (до весны — в 19, включая Норвегию, Финляндию, Эстонию, Латвию и Литву).
К чему приведет реорганизация?
Зарубежная часть Яндекса под управлением Аркадия Воложа теоретически может успешно развиваться на международных рынках, однако все будет зависеть от политической конъюнктуры и инвестиционной привлекательности создаваемой компании. Нежелание Воложа использовать прежний бренд связано, по мнению партнера корпоративной практики и M&A Alumni Partners Екатерины Дедовой, со стремлением не показывать взаимосвязь с Россией и «старым» юрлицом, чтобы соответствующие вопросы не возникали у банков, регуляторов и прочих игроков рынка.
«Российский» Яндекс останется без изменений, его бренд не модифицируется, для пользователей фактически все будет в прежнем формате. Алексей Кудрин, как стало известно, будет советником по корпоративному развитию. В дальнейшем он возглавит российскую компанию.
Были ли в истории бизнеса такие же разделы?
Да. После 24 февраля переформатирование компаний стало особенно популярно.
В июле об изменении структуры управления заявили в Group-IB и в Softline. В последнем случае представители фирмы, занимающейся поставками оборудования для цифровой трансформации и кибербезопасности, объяснили свои действия так: во-первых, геополитическая ситуация оказала непропорциональное влияние на рыночную стоимость компаний (поэтому раздел бизнеса позволяет правильно отразить прибыльный рост); во-вторых, коррекция структуры управления позволяет оказывать «старые» услуги во всех географических регионах; в-третьих, сотрудники корпорации получат максимальную отдачу от ведущих на рынке программ долгосрочной мотивации сотрудников; в-четвертых, обе (уже независимые фирмы) наилучшим образом реализуют стратегии выхода на рынок производителей-партнеров как на региональном, так и на глобальном уровнях.
CNews такой раздел оценивал с точки зрения финансов достаточно своеобразно: для Softline Россия всегда оставалась одним из основных рынков сбыта. По итогам года (31 марта 2022 года) оборот компании в РФ оценивался в 1,13 млрд долларов (то есть 51% от общего оборота всей организации), выручка — 982 млн долларов (около половины всей выручки компании).
Что касается прибыльности, то фирма получила в РФ 16,3 млн долларов в плюс (150% от общей прибыли во всех странах — это соотношение связано с убытками, получаемыми компанией на уровне ее штаб-квартиры).
А как делят бизнес и бренд в зарубежных странах?
Там раздел компании чаще всего происходит внутри одного государства и может быть связан как со внутренними проблемами корпорации (например, спорами между наследниками или финансовой неповоротливостью отдельных частей), так и с принудительными действиями властей.
В США, например, с конца XIX века действует антимонопольный закон, который устанавливает, что если фирма занимает доминирующее положение на рынке, то она может быть принудительно разделена на несколько частей. Наиболее показательный пример в этом контексте — судьба Standard Oil, которая была переформатирована на 34 маленькие компании, впоследствии ставшие юридической основой для формирования Exxon Mobile, Shell, ConocoPhillips, BP и других нефтяных фирм США и иных западных стран.
Вы также можете:
Зарегистрировать товарный знак
Внести программу в Реестр отечественного ПО
Оформить патент на изобретение и полезную модель
Оформить патент на промышленный образец (дизайн)
Получите скидку 1000 рублей на первую заявку по промокоду ZENW1