Завод по производству углеродного волокна в Елабуге- мой самый любимый проект, моя гордость, событие федерального масштаба, уникальный опыт и компетенции.
Это был технический и технологический челлендж и никто на территории РФ ( и бывшего СССР) с тех пор повторить его не может.
Понятно, что я была в проекте не одна. Часть команды запуска работает и по сию пору в компании Umatex, кто-то ушел из отрасли, кого-то уволили из команды и забыли, а кто-то умер.
Проект длился больше 4х лет. Мы работали с США, Австралией, Англией, Германией, Турцией и Китаем, чтобы завод появился и начал работать.
Я помню, как впервые запустили обогрев печей окисления. Я помню, как впервые напялила противогаз и поцарапала щеки. Подумала, что щеки у меня просто большие, а потом увидела, что у всех участников такие же царапины и поняла, что противогаз такой- нужно учиться специально,чтоб и надеть быстро и табло себе не покоцать.
Зачем противогаз?
В цеху, где производят волокно из ПАН прекурсора пахнет миндалём. И это, дружище, очень нехороший знак.
Миндалем пахнут цианистые соединения. Если ты чувствуешь запах миндаля в помещении- ты уже хватанул достаточно на всю жизнь.
После запуска Алабуга-Волокно, я проходила подобный путь 6 раз.
Второй раз - проектирование завода по производству углеродного волокна из вискозного прекурсора, который хотели строить в Воронеже.
Несколько раз проходила путь проектирования, расчета и анализа рисков производства углеродного волокна из пековых прекурсоров со всеми крупными металлургическими предприятиями России.
Крайний раз - с компанией из Казахстана, которая задумала производить углеродное волокно из каменноугольного пека и даже сделала перве шаги- охарактеризовала своё сырье у китайских товарищей.
О проектировании, расчетах, анализе рисков, закупке оборудования, пусконаладочных работах, строительстве и запуске завода в эксплуатацию я знаю всё.
Ни один из экспертов в РФ не обладает таким набором практических кейсов.
И я об этом еще не раз напомню.
Просто, чтобы ты, дружище, не забывал, с кем здесь общаешься.