Темы агрессии и насилия, травли в организациях сотрудниками друг друга или буллинга в школе, очень распространенные явления сегодня в обществе.
Мне кажется, еще и часто замалчиваемые события, текущие своим течением, без какого-либо вмешательства и управления.
Однако, именно такое отношение к друг другу: как не осознаваемое :
- насилие родителей а отношении детей,
- как следствие, проявление агрессии детей в ответ или на окружение,
- негативные проявления учителей в коллективах детей и среди коллег, манипуляции,
- отсутствие какого-либо управления своими эмоциями сотрудниками в организациях,
приводят к таким явлениям.
Как же быть ?
В мире психологии есть такой термин УУПРАВЛЕНИЕ своими эмоциями, чувствами. именно УПРАВЛЕНИЕ, а не КОНТРОЛЬ. Ведь контролировать себя можно до поры до времени, рано или поздно, если не уметь управлять собственным состоянием, чувствами у человека возникает потребность в выбросе накопленного напряжения. И тогда происходит следующее:
- либо в конечном итоге, выброс на другого, т.е. насилие.
- либо нанесение себе вреда, повреждения тела,
- самоубийства,
- уход от отношений, контакта,
Не умение управлять собой через проживание своих эмоций, поиска путей взаимодействия и приводит к жестокости. Самое печальное, что такие взаимоотношения часто являются причинами самоубийств, т.е. проявление агрессии на себя.
Я часто слышу на начальном этапе на консультациях, я умею себя КОНТРОЛИРОВАТЬ или проблема не во мне. Возможно и так. Вот только, я отвечаю за то, в чем нахожусь и что происходит вокруг меня, за свой выбор, собственную реакцию на окружающие меня события, я делаю выбор. И говорю, я сейчас об этом, не для того чтобы каждого из вас пригласить в ВИНУ, отнюдь не для этого. А для того, чтобы появилась возможность понаблюдать за собой, именно наблюдение за собой является первой ступенькой работы с агрессией как своей, так и в окружении. Окружающий мир не изменишь, можно только изменить свое отношение к себе и миру.
- как я реагирую на те или иные события,
- проживаю ли я свои чувства или застываю (как вариант),
- удается ли мне доносить свою мысль и как,
Мне кажется самое простое ВЫБРОСИТЬ свой гнев на другого и удивляться, что меня не слышат, не ценят, ребенок не хочет делиться, убегает или что-то творит. сотрудники увольняются, ко мне относятся жёстко...
Мне нравятся рекомендации психолога, основателя МИГИП Нифонта Долгополова в сборнике "Русский гештальт", выпуск 9:
Как организму контактировать с социальными полями:
- Полю необходимо "ДАТЬ МЕСТО". Необходимо сначала " быть внутри поля", а не переходить сразу в "задачный план", что -то делать.
- Необходимо искать в себе, проявлять ДРУЖЕЛЮБНОСТЬ и " уважение к полю". "Бой" с "полем" редко может принести победу, как мечом не разрубить поток воды.
- Необходимо развивать ЛЮБОПЫТСТВО, не агрессивное любопытство. Иначе можно вызвать преждевременное напряжение поля.
Пробуйте УПРАВЛЯТЬ собой:
+Замечайте свои ЧУВСТВА. Мир без чувств, как мир без любви из
чудесного кинофильма ."Чародеи".
+Я желаю Вам ДВАТЬ МЕСТО окружающим себя людям и событиям, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ что происходит, НЕ ТОРОПИТЕСЬ.
+Будьте ДРУЖЕСТВЕННЫ, входя со злостью в дом вряд ли можно погрузиться в мир добра и расположения.
+ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ другими, ведь каждый из нас интересен другому именно РАЗНИЦЕЙ, именно разница притягательна.
+Иногда ситуации не управляемы, эти ОТНОШЕНИЯ вам нужны? Возможно стоит поискать другое взаимодействие.
+Не молчите, ПРОСИТЕ О ПОМОЩИ, если требуется: у родителей/родственников, психологов, более старших знакомых...
Возникли сложности и вопросы жду вас на консультации.