Сухиничи типичный город средней полосы с нетипичной для наших мест историей возникновения. Преимущественно города в наших краях стали появляться и возобновляться в XVI веке при крепостях, опорных пунктах Засечной черты, призванной защищать стремительно набирающее обороты Московское царство от «гостей с юга». Но Сухиничи стали городом эволюционно, благодаря развитию хозяйственной жизни.
Село Сухиничи известно с XV века и служили важным перевалочным пунктом для таких товаров, как сало, пенька, конопляное масло и прочих, направлявшихся через него к пристаням Волги и Западной Двины. Торговля для Сухинич составляла в то время одну из характерных особенностей. Через селение в одно только зимнее время проходило ежегодно от шести до десяти тысяч груженых подвод, а оборот этой торговли равнялся 25 миллионам рублей. Как правило, товар направлялся на Зубцовскую и Ржевскую пристани на Волге, а оттуда к Рижскому и Санкт-Петербургскому портам. Активное хозяйственное развитие на территории района началось в конце XVIII — начале XIX веков, и Сухиничи стал приобретать важное торговое значение. В этот период построены все основные сохранившиеся памятники архитектуры и градостроительства. После проведения через Сухиничи двух железных дорог: Москва — Брянск, Московско-Киево-Воронежской и Раненбург— Смоленск, Рязанско-Уральской, благосостояние города, торговля и промышленность получили дополнительный толчок к развитию.
Начнем свою прогулку с железнодорожной станции Сухиничи - Узловые на линиях Москва - Брянск и Смоленск - Раненбург - одной из самых известных железнодорожных магистралей центральной России. Запущенная в эксплуатацию в конце 1899 года линия связала собой города Раненбург, Данков, Белёв, Козельск, Сухиничи, Спас-Деменск, Смоленск. Основное назначение данной линии - доставка зерна из южных губерний в прибалтийские порты по кратчайшему пути.
Сейчас эта неэлектрифицированная линия называется Волово - Духовская и от Волово до Теплого разобрана, а от Горбачево до Белева не эксплуатируется и заросла лесом. Послевоенный вокзал в стиле сталинского ампира по назначению не используется, но тем не менее на стоящей автомотрисе РА-1 можно доехать до Козельска.
Станция расположена на северной окраине города и прежде чем вступить в границы жилой застройки пересекаем реку Брынь.
Эта река также известна тем, что в старину на её берегах располагались былинные дремучие леса, носившие название Брынских.
Ой, ты, гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут речка Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах,
Сидит тридцать лит,
Ни конному, ни пешему пропуска нет…
В старину здесь были непроходимые дебри, богатые дичью. В лесу промышляли охотники и разбойники, а народное воображение заселяло его чащи лешими, оборотнями и кикиморами. «Брынский лес», так называется приключенческий бестселлер XIX века Михаила Загоскина.
Река за последние сто лет наверное изменилась,
но совершенно не изменилась городская застройка, начинающаяся сразу за рекой.
В первой половине XIX века в Сухиничах складывается рынок пеньки всероссийского значения. Село становится важнейшим перевалочным пунктом в торговле между южной и центральной частями европейской России. Именно это обстоятельство и привело к тому, что 1 августа 1840 года село Сухиничи переименовано в безуездный, то есть не имеющий в своем подчинении уезда, город , куда также вошли три соседние деревни - Ханчиково, Тросна, Перновичи. На гербе города отобразили торговые весы и две бочки, а над ними - царская корона.
Первым головой города стал Семён Федорищев. К концу XIX века центр села стал выглядеть как город: были благоустроены центральные улицы. Мощеных булыжником было две: центральная - называлась Болховская (ныне Ленина), и сравнительно короткая Соборная (ныне Кравченко). Болховская проходила через весь город и вела в Болхов Орловской губернии. Если в Сухиничах был самый большой в Империи рынок пеньки, то Орловская губерния была самой главной в Империи по объемам выращивания конопли, а Болхов был одной из губернских конопляных «столиц». Недаром после революции большинство Героев Социалистического Труда в Болховском районе были коноплеводами.
Но прежде чем отправимся гулять по улице Ленина (Болховской), посетим Верхний колодец, доставшийся в наследство от безуездного города.
Водопровода, или как говаривал лесковский протопоп Савелий Туборезов, «акведука» в городе не было. Сам город был расположен на холме, одна сторона которого спускалась через обрыв к речке Брыни. Внутри той части холма, что направлен к реке, в овражках били ключи, вода которых служила в качестве питьевой для значительной части города. Около этих ключей, кроме колодцев для отбора воды, были сделаны настилы для полоскания белья. В те времена, да и позже в двадцатые годы непосредственное соседство водных источников для отбора питьевой воды и бассейнов для полоскания белья видимо не смущало местное руководство. Для снабжения ключевой водой таких учреждений как больница, школы, столовые, а также для снабжения ряда частников использовались водовозы, которые в деревянных бочках, прикрепленных зимой к саням, а летом к телегам, поднимали воду из ключей к местам ее непосредственного потребления. Самый полноводный Верхний колодец сохранился в городе практически без изменений.
Центром города стала Яковлевская площадь. Здесь было построено здание городской ратуши, деревянное здание больницы (1896 г.) и квартира для врачей и медперсонала; в 1876 году открылся банк, как показатель растущей торговли. Для улучшения обслуживания торговых операций была открыта летом 1878 года телеграфная станция. К 1880 году на пожертвования прихожан построена богадельня имени Чубыкина для 30 призреваемых. К 1880 году в городе было построено несколько каменных двухэтажных зданий, принадлежащих купцам Смолянову, Гагарину, Семионичеву, Анискову, Федорищеву, Шемякину.
Яковлевская площадь сейчас изменила не только название, на Ленинскую, но и поменяла застройку на позднесоветскую. Но главная доминанта города Смоленский собор сохранился.
Главный каменный собор в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен тульским купцом Харитоном Антиповичем Пастуховым в 1770 году. Собор имел три придела: главный в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый во имя Харитона Исповедника, левый в честь святителя Николая Чудотворца. Высокая, 25-метровая столпообразная колокольня собора Смоленской иконы Божией Матери была сооружена на средства горожан. В 1933 году Смоленский храм был закрыт. После закрытия храма с колокольни сбросили колокола, а все находившееся в храме имущество и иконы уничтожили. Колокольню разрушили в том же 1933 году. Позднее здание Смоленского храма было переоборудовано под столярную мастерскую и школу фабрично-заводского обучения. Во время оккупации в Великую Отечественную войну немцы устроили в нем конюшню. В 1943 году в городе была зарегистрирована православная община. Предстояли большие восстановительные работы, так как от бывшего храма сохранились только стены, да и то не все: в храм попали две авиационные бомбы. 10 августа 1944 года в день престольного праздника архиепископ Онисифор (Пономарев) совершил освящение восстановленного храма.
Здесь же, находящийся в церковной собственности, дом купца Смолянова, начала XX века.
Трактир Букиных и Юрьева, начало XX века. Декоративная башенка носит утилитарное назначение, построена для маскировки воздуховода.
Дом купца Федорищева, которому принадлежал крупный кожевенный завод в городе. Позднее на первом этаже размещалась булочная немца Теппе, а на втором гимназия для мальчиков. Сейчас здание принадлежит школе № 2.
Но застройка бывшей Яковлевской площади и окрестностей эклектична, и за всем этим присматривает Владимир Ильич в сквере Ленина, напротив районной администрации.
Дальше застройка улицы Ленина (Болховская) претерпевает эволюцию от дореволюционной:
Через среднесоветскую:
К хрущевкам развитого социализма:
Стоит обратить внимание на декор панелей типовой пятиэтажки. Поокские села в окрестностях Калуги с давних времен были центром народного художественного промысла – калужской цветной перевити, в старину такую вышивку называли «вырезы». В 1924 году в Тарусе Мария Фёдоровна Якунчикова (родственница Поленовых) и Наталья Яковлевна Давыдова (специалист по народным художественным промыслам) организовали артель вышивальщиц. Но продолжила традиций калужской перевити Маргарита Николаевна Гумилевская. Она отличалась трудолюбием, упорством, а главное способностью к творчеству. Начинаются поиски интересных народных рисунков и способов вышивки. Гумилевская становится блестящей художницей.
В 1969 году прошлого века калужские архитекторы Мира Поляничко, Петр Перминов, Евгений Киреев, увидев коллекцию Гумилевской, так воодушевились, что придумали украшать стены панельных пятиэтажек в стиле этой вышивки. И теперь редкий калужский город обходится без Тарусской (Калужской) цветной перевити.
Здесь же на излете улицы районная больница с закрашенным до неузнаваемости бюстом Михаила Калинина.
Но главным памятником улицы Ленина (Болховской) является наверное бюст Рокоссовскому. Город во время войны был оккупирован 4 месяца и был освобожден 29 января 1942 года войсками Западного фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции. Город и район освобождали части 16-й армии под руководством Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского.
В начале 1900 годов на южной окраине Сухиничей между православным и старообрядческим кладбищем был насажен силами вольного пожарного общества городской сад, в котором часто играл оркестр пожарной дружины. Если парк и теперь служит местом отдыха и народных гуляний горожан, то от кладбищ осталось не так много:
Шеренга надгробий:
Да новодельная часовня Всех Святых.
Заканчиваем нашу прогулку по улице Ленина (Болховской) в сквере Воинской доблести.
Дальше Сухиничи - Главные. Станция на открывшейся 1 августа 1899 года, для движения поездов, линии Москва-Брянск-Киев . В 1935 году от станции проложили линию до Рославля.
Год назад послевоенный вокзал реконструировали по последним трендам, получилось симпатично.
Ну а нам паровозом домой, в Москву.
Спасибо, за просмотр!
Д. Федорищев