Мгновенно и открыто реализуя свои желания, манипулируя людьми, чтобы получить от них требуемое, агрессор испытывает адреналиновый подъем, на который легко подсесть. Он ощущает стимуляцию и возбуждение, и более социально приемлемые способы избавления от скуки кажутся ему пресными в сравнении с этими рискованными действиями. (Безусловно, восторг от легкой наживы, будь то у брокера с Уолл-стрит, навязывающего сомнительные инвестиции, или у преступника, крадущего все, что плохо лежит, может вызвать сильнейшее привыкание.)
На первый взгляд может показаться, что такое поведение саморазрушительно: ведь каждая вспышка агрессии порождает новых врагов и новые непредвиденные последствия. Но агрессор зачастую очень умело повышает ставки, ведя себя все более устрашающе, так что мало кто решается бросить ему вызов.
Это часто приводит к формированию «агрессорской ловушки», своего рода порочного круга: чем больше власти получает агрессор и чем обширнее его империя, тем больше зон уязвимости он для себя создает, тем больше появляется соперников и врагов, которых нужно опасаться. А это, в свою очередь, порождает в нем потребность проявлять все большую агрессию, концентрировать в своих руках все больше власти.
Кроме того, в нем развивается ощущение, что если он перестанет так себя вести, то всем покажется, что он слаб. Вне зависимости от того, что говорит нам агрессор и как он пытается замаскировать свои намерения, мы должны ясно осознавать, что его прежние поведенческие паттерны непременно проявят себя в настоящем, потому что этот человек испытывает нездоровую зависимость и находится в ловушке.
Имея дело с такой личностью, нельзя вести себя наивно. Подобные люди могут быть неутомимы в проявлениях агрессии. Если они и отступают, то лишь ненадолго. Они редко способны изменить эту базовую схему своего поведения.
Кроме того, мы должны понимать, что агрессор воспринимает окружающих как объекты, которые он может использовать в своих целях. Он может обладать некоторой врожденной эмпатией, но его потребность во власти и контроле слишком сильна, поэтому ему не хватает терпения полагаться лишь на обаяние и социальные навыки. Чтобы получить желаемое, он вынужден использовать людей, и это входит в привычку, которая уничтожает имевшуюся у него эмпатию.
Такой человек нуждается в приверженцах и учениках, так что он вырабатывает в себе умение слушать людей, время от времени хвалить их и оказывать услуги. Однако обаяние, которое он иногда демонстрирует, служит лишь внешнему впечатлению и не содержит человеческой теплоты. Слушая вас, такой человек на самом деле измеряет силу вашей воли и прикидывает, как вы в дальнейшем могли бы служить его личным целям. Если он хвалит вас или оказывает вам услугу, это для него лишь способ поглубже загнать вас в западню и поставить под угрозу. Это можно заметить по невербальным сигналам, по тому, как собеседник словно бы глядит сквозь вас, как невнимательно он вас слушает. Вы должны развить в себе иммунитет к попыткам таких людей очаровать вас: следует четко осознавать, для чего это ему нужно.
Интересно, что при всех своих негативных с социальной точки зрения качествах, которые неизбежно проявляет агрессор, ему часто удается привлечь достаточно сторонников, чтобы те помогли ему на его пути к власти. У людей, которых тянет к агрессору, нередко имеются свои глубинные психологические проблемы, свои агрессивные желания, которые ему не удается реализовать.
Уверенность, а иногда и наглость агрессора кажется им воодушевляющей и привлекательной. Они приходят в восторг от его сюжета. Они заражаются агрессией лидера и начинают сами проявлять агрессивность, обычно по отношению к нижестоящим. Но пребывание в такой среде утомительно, и те, кто служит агрессору, постоянно получают удары по самолюбию.
В кругу агрессоров, как правило, «текучесть кадров» велика, а нравственность низка. Тут уместно вспомнить слова древнегреческого драматурга Софокла: «Тот, кто отправляется к тирану, становится его рабом, даже если он пришел свободным человеком».
Роберт Грин
Распространенный аспект агрессивного поведения состоит в том, что оно легко перерастает в нездоровую привычку – нечто вроде наркозависимости
6 декабря 20226 дек 2022
5
3 мин
4