Музыкальная соцсеть «На завалинке» рассказывает интересную историю возникновения этого социального явления.
* * *
Есть несколько версий появления такого танцевального явления, как «белый танец». Одни считают, что он зародился во времена Онегина и пушкинской Татьяны; другие уверены – традиция существовала на Венских императорских балах (дамы были в белых платьях и им дозволялось самим приглашать кавалеров, только вот танец назывался не «белым», а «дамским»); третьи рассказывают, что… в общем, полёт фантазии, как обычно, не ограничен.
На самом деле, «белый танец» – это чисто советское послевоенное изобретение, время его появления – 1949-1947 гг. Жаль, что имя массовика-затейника, придумавшего этот гениальный ход, кануло в Лету и мы никогда не узнаем, кто это был. Факты указывают лишь на то, что после 1948 года «белый танец» становиться обязательным номером на каждом танцевальном вечере. Только что закончилась кровопролитная Отечественная война, солдаты возвращались домой, неженатых мужчин и холостых парней было очень-очень мало, критически мало. Моя бабушка вспоминала, как в конце сороковых на танцах в зале присутствовало три десятка девушек и всего лишь (вдумайтесь!!!) пять парней, среди которых был один инвалид фронтовик без кисти руки. Девушки той эпохи воспитывались в духе целомудрия, скажем, чтобы самой подойти и познакомится с парнем (а тем паче на танцах) – даже и речи быть не могло. Эту «трудность» надо было как-то преодолевать.
Именно в этот период, неизвестным (повторюсь) организатором и был придуман «белый танец – дамы приглашают кавалеров». У барышень наконец-то появилась свобода манёвра, ведь согласно этике парень не мог отказать девушке. У неё появлялся шанс: три-четыре минуты медленного танца, во время которого она могла чем-то заинтересовать кавалера. Раньше этому придавалось гораздо большее значение, чем сейчас – от белого танца могла зависеть судьба женщины в том послевоенном мире, где ощущался дефицит мужчин. Кстати, первоначально это был вальс.
В 70-е годы демографическая ситуация в СССР стабилизировалась, но белый танец продолжал входить в обязательную программу танцплощадок. В школьные годы, приглашение на «белый танец», было своеобразным признанием в любви. Правда, вальс уже не танцевали, а использовали для этой цели попсовые медляки, в исполнении популярных советских вокально-инструментальных ансамблей.
Обычно, белый танец исполнялся всего один раз за вечер. И музыканты старались исполнить пронзительную песню, с подтекстом и намёком – так сказать, своими нотами оказывали девушкам посильную помощь в охмурении кавалера.
Вот варианты музыки для «белого танца» тех времён:
- ВИА «Веселые ребята» – «Алёшкина любовь»
- ВИА «Добры молодцы» – «Кто тебе сказал»
- ВИА «Синяя птица» – «Ты одна»
- ВИА «Чаривни гитары» – «Десятый класс»
- ВИА «Акварели» – «Рыжее лето»
- ВИА «Здравствуй песня» – «Старый клён»
- ВИА «Красные маки» – «Первая любовь»
- ВИА «Голубые гитары» – «Первый поцелуй»
- ВИА «Поющие сердца» – «Семнадцать лет»
- ВИА «Весёлые ребята» – «Как прекрасен этот мир».