Найти тему

Проблемы предпринимателей и бизнесменов. Часть 1.

В серии статей мы разберём проблемы предпринимателей и бизнесменов. Таковыми являются: конкуренция, выстраивание партнёрства, неорганизованность действий, неумение правильно выбрать приоритеты, разочарование в своём деле, неспособность делегировать полномочия своим подчинённым, ведение бизнеса без удовольствия, профессиональное развитие сотрудников.

Часто ли бизнесмены обращаются за помощью к психологу или посещают групповой анализ? Точного ответа на этот вопрос нет.

- Многие бизнесмены считают, что у них нет времени на такое, по их мнению, не очень серьёзное занятие, как посещение психолога («лучше я за это время больше денег заработаю»).

- Предприниматели не очень верят, что психологи, которые обычно зарабатывают объективно меньше, чем они, могут чем-то им помочь.

- Некоторые бизнесмены убеждены, что все хорошие психологи живут только на Западе, а в России преобладают дилетанты или шарлатаны.

Тем не менее, появляются все большее число бизнесменов, понимающие, что хороший психолог сможет помочь в решении многих личностных проблем и потому посещающих психологические тренинги, консультации и сеансы группанализа.

Как правило, бизнесмены стихийно применяют следующие стратегии для решения появившихся у них психологических проблем:

- игнорирование всех проблем как будто их не существует вообще;

- откладывание на далекий поток их решение;

- попытки подменить поиски правильного решения какими-то полумерами или ложными шагами.

Групповой анализ может помочь бизнесмену:

- определиться с целями, как со стратегическими, так и с тактическими;

- помочь разобраться в запутанной ситуации;

- раскрыть глубинные ресурсы организма и психики, помогающие преодолевать трудностей и добиваться целей с меньшими потерями;

- научить полезным для бизнеса методам и приёмам саморегуляции, позволяющим продлить профессиональное долголетие;

- сформировать внутреннюю психологическую уверенность, защищенность и стабильность;

- пробудить импульс к постоянному самообучению и саморазвитию.

Итак, первая, самая главная проблема - конкуренция в бизнесе.

Вы благополучно перешли все бюрократические барьеры, нашли деньги, зарегистрировали форму собственности и начали работать. И тут в дело вступают и несут с собой еще массу проблем. Вообще здоровая конкуренция — штука хорошая, что в человеческих отношениях, что в бизнесе. Стараясь догнать и перегнать соперника, производители всячески привлекают покупателей на свою сторону: снижают цены, проводят акции, улучшают продукцию и качество сервиса. В развитых странах механизмы конкуренции давно отлажены. У нас же, например, до сих пор засилье монополистов. Как тут открывать небольшой продуктовый магазин с фермерскими продуктами, если в соседнем доме “Дикси”, а через дорогу “Магнит”? Как открыть бар с крафтовым пивом, если покупатели побегут в “Красное и белое” или “Ароматный мир”? И что с этим делать?

- Создать качественно новый продукт в своей сфере, в своем городе. Тогда именно вы станете монополистом и соберете с покупателей все сливки. Теперь у вас появятся подражатели, уже с вами будут соперничать. Будьте осторожны: многие предприниматели на этом этапе расслабляются и недооценивают конкурентов. А они, применяя современные технологии маркетинга, вырывают пальму первенства.

- Повышать лояльность потребителей. Если вам удастся приручить клиентов — они сами не пойдут к конкурентам. Сделать это вполне возможно: достаточно постоянно общаться со своей целевой аудиторией, устраивать опросы, общаться лично или в интернете. Самый простой способ — спросить напрямую, что бы вы хотели видеть в нашем магазине, а что бы хотели исправить. И просто делать так, как просят люди.

- Так как рынок не резиновый, то увеличение ваших продаж автоматически ведет к их снижению у конкурентов. Вам нужно лишь определить наиболее привлекательный для ваших нынешних и потенциальных клиентов товар или сервис.

Следующая проблема - выстраивание партнёрства, тоже не менее важная.

А ведь партнерство - это всегда синергия. Взаимодействие, взаимодополнение. Но после неудачного опыта и испорченных отношений многие бизнесмены больше не хотят заводить партнеров, предпочитая вести дела в одиночку. С одной стороны, они правы.

Но самое главное - это правильно выбрать партнера или партнеров и построить с ними правильные отношения. Понимание верного построения бизнес-отношений должно быть еще на начальном этапе, когда вы только выбираете свое дело.

Зачем вообще нужны партнеры?

- Их привлечение целесообразно, например, при недостатке финансовых средств для старта. Еще определяющим фактором может стать отсутствие опыта в выбранной сфере. А также нехватка времени. Или все вместе.

Какими качествами должен обладать идеальный партнер?

- Честность, порядочность, одинаковый взгляд на бизнес, готовность помочь и поддержать партнера, умение уступить, когда это необходимо. Умение выслушать партнера, понять его точку зрения, учесть ее при обсуждении проблемы, терпение при взаимодействии с другими людьми.

Но часто бывает, что вам клянутся о верности и дружбе, но держат за пазухой камень, чтобы при удобном случае подставить подножку…

Очень часто разногласия возникают потому, что партнеры имеют разное представление о бизнесе, по-разному его видят. И, разумеется, разные жизненные ценности и разное восприятие, что естественно. При этом каждый думает, что и другие люди все видят так же, как и он. Просто в силу разных причин с ним не согласны. И что же делать в этой ситуации?

- Определите свои границы и будьте уверены в себе.

Важно с самого начала обозначить свои границы. Так сказать, защитить свою территорию. Следует понимать, что вы даете партнеру, а что он – вам. И не бояться вербализовать это.

Вначале нужно договориться, какие обязанности будут у каждого партнера. Затем определиться, сколько минимально времени вы будете отдавать проекту. Каковы ваши взаимные гарантии, если случится форс-мажор.

И очень важный вопрос: как вы будете считать и делить деньги. Что-то необходимо оформить в виде договора. Что-то возможно и в виде соглашения о намерениях.

Все разговоры о морали, хороших взаимоотношениях, доверии и человеколюбии производят впечатление на людей, далеких от бизнеса. Потому что в действительности имеет значение только право сильного. Боятся – значит, уважают. Вернее и не скажешь. Когда вы защитили свои интересы, тогда вам и нечего бояться. Все элементарно просто.

Что важно соблюдать для сохранения хороших отношений? Как правильно договариваться?

- Уметь ценить достижения другого.

- Принимать конструктивную критику и не злоупотреблять не конструктивной.

- Критиковать тоже надо уметь. Не ждать, что партнер обо всем сам догадается. Что он видит бизнес-процесс так же, как и вы. Может, общее понимание у вас и одно. Но ведь дьявол в деталях, не так ли? Поэтому тренируем свои коммуникативные навыки и терпеливо объясняем свои мысли.

- Уметь находить компромисс поможет старый добрый способ прописывания на листе бумаги всех плюсов и минусов обсуждаемого дела. Коллективное действие сближает на подсознательном уровне. Прописав все факты, затем добавьте в документ эмоции. А потом посмотрите, что получится. Ответ будет на поверхности. Три-четыре таких мозговых штурма, и у вас появится привычка договариваться.

- Бизнесмен должен учиться предусматривать стратегии выхода из разных ситуаций и кризисов заранее. Возможности выхода лучше предусматривать изначально. Ведь люди меняются. Даже если сейчас всё всех устраивает, то это не значит, что завтра не возникнут новые интересы и у вас, и у вашего партнёра. Хотя все предусмотреть не возможно, но быть готовым к тому, что все может пойти не так, как задумывалось. Чтобы отношения были гармоничными, нужно быть в потоке Жизни и меняться вместе с ним. Ведь сама жизнь есть не что иное, как поток перемен.

- Важно стать тем человеком, который притягивает подходящих людей. Ведь рядом с нами всегда оказываются лишь те, кого мы сами же и притягиваем. Жизнь нам как бы отзеркаливает то, что у нас внутри.

В следующей статье мы поговорим о других двух проблемах и путей их решения. Самым главным является групповой анализ: здесь вас выслушают, здесь вам помогут, дадут советы и т.д.

Удачи вам в бизнесе!

Не забудьте подписаться и поставить лайк, чтобы не пропустить следующую статью)