Поскольку Загородный клуб «Дачники.» находится в месте самой большой концентрации горнолыжных курортов в Ленинградской области, мы не можем обойти вниманием горнолыжную и сноубордическую тему. Сегодня расскажем о БУГЕЛЕ. Как выяснилось, не все знают, что это такое, хотя в меньшей степени такое незнание относится к любителям зимнего горного спорта.
Бугель или бугельный подъёмник – это оборудование для буксирования горнолыжников и сноубордистов в гору. Практически все подъемники горнолыжных курортов Коробицына – бугельные.
ИСТОРИЯ
Считается, что сам горнолыжный спорт зародился в середине XIX века, когда норвежец Сондре Норхейм впервые выполнил поворот в стиле телемарк. А вот устройство для транспортировки лыжников в гору появилось только в 1908 году. Так что можно представить, каким тяжелым был горнолыжный спорт: почти полвека увлеченные горнолыжники тратили полдня на пешее восхождение на гору для того, чтобы совершить один единственный спуск.
Идея создания подъемника пришла в голову владельцу гостиницы Роберту Винтерхолдеру (забота о комфорте гостей – это же самое главное! прямо как в «Дачниках.»!)
В немецком местечке Schollach (Black Forest Highlands) располагался курортный отель – ферма с рестораном и гостевыми домами. Принадлежал отель семье Винтерхолдеров. Местечко было популярно среди любителей свежего воздуха и горного спорта. Но подъемы в гору давались нелегко, особенно людям, страдающим астмой. В ходе наблюдений за гостями отеля Роберту Винтерхолдеру пришла идея сделать подъемник по аналогии с тем, который соединял мельницу с молотилкой. Движущую силу этого 280-метрового подъёмника, поднимавшего на высоту 32 метра и состоявшего из троса и пяти опор с роликами, обеспечивала водяная мельница (мини-гидроэлектростанция), располагавшаяся рядом с домом Винтерхолдеров. Этот подъемник был запущен в феврале 1908 года. Роберт Винтерхолдер запатентовал свое изобретение «непрерывной канатной дороги с буксирными сцепками для саней и лыжников». А в 1910 году на Международной выставке зимних видов спорта в Триберге его усовершенствованный (уже 550 метров длиной и поднимающий в высоту на 85 м одновременно 32 человека) подъемник получил золотую медаль.
Подъемник Винтерхолдера проработал в Триберге до 1914 года. Работа его была прекращена вовсе не по техническим, а по юридическим причинам. В 1917 году подъемник Винтерхолдера был полностью демонтирован. Первая мировая война стала причиной прекращения существования и самого первого подъемник Винтерхолдера в Schollach – он был переплавлен для нужд военных заводов.
Неудобством первых подъемников было то, что держаться за крепящиеся к тросу ручки (нем. beugel) надо было руками: лыжник добирался до вершины уставшим от постоянного напряжения рук. Через 20 лет после открытия подъемника Винтерхолдера швейцарский инженер Эрнст Констам решил заменить «ручки» и «пристегнуть» лыжника к подъемнику. Эксперимент в результате оказался неудачным, так как в экстренных ситуациях (в случае Констама это была лошадь, используемая в качестве движущей силы и решившая резко сменить траекторию и скорость движения) лыжник должен быть перерезать свое «крепление» дабы освободится от упряжи и не угодить в препятствие или расщелину.
Но этот экcперимент дал новую идею – крепление в форме буквы J – крюка (в переводе с голландского beugel – «дуга, крюк»), на который можно было присаживаться. Здесь появилось сразу 2 варианта: «тарелочка» - одноместный подъёмник в виде диска для размещения между ног лыжника - и подъемник с перевернутой буквой «Г».
Очередным толчком для развития бугеля стал горнолыжный «аншлаг», случившийся в швейцарском Давосе в 1934 году. Пропускная способность одноместного бугеля (170 человек в час) оказалась недостаточной. И новшество предложил директор местной лыжной школы Джек Этингер: заменить букву «Г» на букву «Т», увеличив пропускную способность подъемника вдвое.
Прогресс не стоит на месте, и инженер из Гренобля Жан Помогальски (в русском звучании фамилию можно обоснованно назвать говорящей, в лучших традициях русской литературы) придумывает специальный замок, который позволяет пристёгивать бугель к движущемуся тросу в начале подъема и отстегивать его по завершении подъема.
В Советском Союзе первый горнолыжный буксировочный подъёмник появился в марте 1954 года в Чимбулаке (Казахстан). Его длина была 1500 метров. Появление такого подъемника стало настоящим прорывом в советском горнолыжном спорте.
Многие «самодельные» горнолыжные клубы, работающие на небольших высотах (подмосковные холмы, Пулковские высоты) изобретали собственные подъемные механизмы (кстати, говорят, что подавляющее большинство горнолыжников 60-х годов XX века в СССР составляли люди с инженерно-техническим образованием, так что изобретения и усовершенствования механизмов было для них привычным делом) – некоторые из них были на мотоциклетных моторах (там, где не было электричества), такие моторы снимались после катания и перемещались в багажниках автомобилей. В технических журналах публиковались инструкции по сборке таких «карманных» подъемников и рекомендации по использованию конкретных мотороллеров (например, считалось, что наиболее подходят двигатели мотороллеров «Вятка» и «Тула»).
В основном на подъемниках были отцепляющиеся крюки (бугели), которые фиксировались на поднимающемся тросе и составляли не его часть, а элемент индивидуального оборудования лыжника. Для детей придумали специальные «двойные бугели», когда основной бугель к тросу цеплял взрослый, а ребенок свои бугелем был прицеплен к родительскому бугелю.
Сегодня горнолыжные курорты немыслимы без бугельных подъемников. БОльшая часть подъемников горнолыжных курортов Коробицына - именно бугельные.
«БУГЕЛЬ» В «ДАЧНИКАХ.»
Именно близость к горнолыжным курортам, любовь к горнолыжному спорту, стремление к новым высотам вкуса и успеха легли в основу названия кафе, открытого в 2022 году на территории Загородного клуба «Дачники.».
Здесь гостей ждет уютная атмосфера Avant de Ski или Apres Ski кафе. Свежие завтраки из продуктов местных производителей, обеды и ужины для всей семьи, мясо из настоящего смокера, приготовленное Smoky Hills BBQ, бургеры и многое-многое другое.