Найти в Дзене
MILITAN

Как бились кубинские летчики в Заливе Свиней.

Оглавление

Ранним утром 17 апреля 1961 года кубинский летчик лейтенант Альберто Фернандес на истребителе Lockheed T-33 Shooting Star (№ 711) сбил Douglas В-26 Invader (№ 635), которым управляли Матиас Фариас и Эдди Гонсалес. Самолет разбился у побережья Плайя-Хирон, недалеко от севшего на мель грузового судна "Хьюстон" который незадолго до этого удачно атаковали Энрике Каррерас и Густаво Бурзак на истребителях Sea Fury FB.11. Кстати, существует легенда, что Фидель Кастро лично потопил "Хьюстон" точным попаданием из СУ-100.

Интереснее будет продолжать чтение, если ознакомиться с первой частью:

По возвращении на аэродром в Сан-Антонио Альберто Фернандес пересел на Т-33 (№703). Позже он вернулся к затопленному "Хьюстону". В это время там уже "орудовал" капитан Альваро Прендес (Т-33 №711). Совершив несколько заходов над судном, самолет Фернандеса получил попадание в гидравлическую систему, и он вернулся на аэродром. Один из самых опытных летчиков, он сумел благополучно посадить самолет, и всего 40 минут спустя механики во главе с Рене Суаресом смогли вернуть машину в строй.

В следующем вылете Альваро Прендес смог серьезно повредить вражеский B-26, который практически вышел из воздушного пространства Кубы. Самолет разбился недалеко от Пуэрто-Кабесаса в Никарагуа. В неразберихе, которую вызвали перекрашенные под ВВС Кубы самолеты антикастровцев, Прендес сбил одного из своих. Когда он заметил, что открыл огонь по союзному самолету, то было уже слишком поздно.

“В какой-то степени это было под воздействием повышенного напряжения и притока адреналина. Нередкая ситуация в военное время. Иногда мозг вынужден работать так быстро, что он не может правильно проанализировать все поступающие в него данные.". Из воспоминаний Альваро Прендес.

Каррерас, Бурзак и никарагуанский летчик лейтенант Карлосом Уллоа вернулись в район Плайа-Хирон. Они должны были атаковать суда противника, которые продолжали разгрузку на побережье.

"Я атаковал одно из судов, с которого на баржи выгружали танки и снаряжение. Я выпустил ракету, которая попала в резервуар с топливом на верхней палубе… Внизу все разлетелось вдребезги!".

Самолет Каррераса получил несколько попаданий от зенитных орудий в двигатель, левый топливный бак и правое крыло, но, несмотря на это, смог одержать свою первую воздушную победу.

Битва за Залив Свиней
Битва за Залив Свиней

Однако не все кубинские летчики отличались храбростью в эти дни. Во время налета на позиции высадившихся частей Бригады 2560 капитан "Вилли" Фигеро на Т-33 № "711" должен был обеспечивать прикрытие бомбардировщиков. Однако, испугавшись зенитного огня с земли, он вернулся на аэродром, не сделав ни единого выстрела. Он был арестован сразу же, когда выходил из самолета. Такая же история произошла с лейтенантом Альваро Гало.

Около полудня лейтенанту Рафаэлю Дель Пино (Т-33А № "703") было приказано обеспечить прикрытие бомбардировщика B-26 №"923" капитана Сильвы и лейтенанта Барзака на Hawker Sea Fury. Когда он поднялся на высоту 900 метров выше их предполагаемой позиции, он заметил B-26, идущий неверным курсом. Быстрая проверка по радиосвязи подтвердила, что самолет был вражеский. Двух заходов и нескольких очередей из пулемета было достаточно, чтобы бомбардировщик развалился в воздухе.

Позже в тот же день капитан Прендес (№ 709) и Дель Пино (№ 711) получили приказ атаковать бомбами наземные объекты вокруг Соплиллара. Во время этого задания капитан сбил один из двух B-26, направляющихся в глубь острова. Однако перед этим он совершил глупую ошибку, решив пойти на В-26 в лоб. Восемь крупнокалиберных пулеметов преподали ему особо ценный урок. Сам он так вспоминает тот бой:

"Тут я совершил первую ошибку, забыв о восьми пулеметах в носу В-26, и атаковал его в лоб. С пикирования вышел в лоб самолета, который был ниже меня. Враг довернул машину, и вот мы несемся в лоб друг другу. Открываем огонь почти одновременно. Он стреляет неточно, его трассеры проносятся над фонарем моей кабины. Я тоже промазал. Отворачиваю вправо. Бомбардировщик мелькает подо мной слева. Закладываю крутой разворот и на форсаже атакую его в хвост. Вокруг идет бой. В наушниках орут возбужденные голоса. В-26 энергично маневрирует. Я жму на гашетку, но выше цели. Снова атакую и снова мимо. В отчаянии уже не замечаю, что кислородная маска съехала в сторону. Готовлюсь к новой атаке. В-26 уходит над морем в сторону Гондураса. Видимо решил, что у меня кончились боеприпасы или топливо. Вновь догоняю цель под углом 80 градусов, ловлю в рамку прицела. Трасса прошивает его от носа до хвостового оперения, но он не падает. Я резко отворачиваю. Прохожу так близко от него, что мог разглядеть заклепки и лица экипажа. И вот еще сюрприз: у него есть стрелки и они отстреливаются! К счастью, мимо. Выполняю разворот с набором высоты и захожу на новую атаку. В-26 уходит. Эх, мне бы его восемь пулеметов! Увы, наши Т-33А всего на всего тренировочные самолеты, которые мы использовали как боевые…".

Выполняя одиночный вылет, Дуглас Радд сбил В-26, после чего в спешке отвернул в сторону базы, увидев два приближающихся американских Douglas F4D Skyrays, которые на самом деле оказались A4D-2 Skyhawk ВМС США. Американцы не пытались вступить с ним в бой. Они хотели поставить свои машины между ним и его жертвой, но не успели. 19–го апреля капитаны Каррерас (№ 711) и Прендес (№ 709-й) перехватили два вражеских бомбардировщика на подходе к Кубе. Зайдя с двух флангов, они смогли сбить оба самолета.

Героизм кубинских летчиков в заливе Свиней
Героизм кубинских летчиков в заливе Свиней

Но не каждый вылет заканчивался воздушной победой. Летчик из Чили Джек Лагас выполнял вылеты на самолетах, которые, вероятно, никогда не должны были отрываться от земли. Он и его экипаж на B-26 № 915 трижды обстреливали вражеские силы на побережье, не обращая внимания на чрезвычайно высокое давление топлива в левом двигателе. Во время следующего вылета на другом бомбардировщике (№ "917") короткое замыкание и задымление кабины вынудили его совершить аварийную посадку с четырьмя 500-фунтовыми бомбами на борту. В конце концов, стресс от работы в таких условиях сказался на его состоянии, и он был освобожден от полетов.

Эрнесто Герреро, один из трех никарагуанцев на кубинской службе, выполнил четыре штурмовых задания на Hawker Sea Fury, в ходе которых он уничтожил несколько целей, в том числе танк "Шерман". За 4 дня Густаво Бурзак совершил восемь вылетов и участвовал в уничтожении "Хьюстона". Каррерас атаковал и уничтожил большое количество наземных целей и сам несколько раз попадал под огонь противника.

К сожалению, ни одна война не бывает без потерь. Утром 15 апреля погиб капитан Орест Акоста. Он вылетел с аэродрома в Сантьяго-де-Куба на T-33A № 707 и просто исчез. Обстоятельства его гибели по сей день остаются загадкой. Когда "Бригада 2560" начала наносить свои первые воздушные удары по аэродромам, были получены сообщения о надводных силах, направляющихся к побережью Сантьяго. Акоста вылетел на разведку и больше о нем ничего не было слышно. По предположениям, он потерял сознание и упал в море, поскольку совсем недавно перенес тяжелое заболевание легких и еще не совсем выздоровел.

Другим свидетельством решимости кубинских летчиков стал капитан Луис Сильва, который летал в то время, когда фактически находился на лечении язвы желудка и всего неделю назад вышел из больницы. В своем первом вылете он успешно атаковал корабли и наземные цели противника, но во время второго был сбит. Весь экипаж погиб: сержант-наводчик Мартин Торрес, механик Рейнальдо Гонсалес Мартинес и штурман Альфредо Ноа. Но, похоже, что этот инцидент был в некотором смысле его собственной ошибкой. Самолет выдержал несколько попаданий наземных зенитных орудий и, по-видимому, имел пробитие топливных баков, о чем не знал Сильва. Языки пламени выпускаемых ракет могли воспламенить топливо, стекающее по фюзеляжу, и вызвать взрыв.

Никарагуанец лейтенант Карлос Уллоа, которого коллеги ласково прозвали "Полло" то есть "Цыпленок" был сбит и погиб во время атаки на наземные силы противника.

В течение четырех дней 10 летчиков совершили 70 боевых вылетов, атакуя суда, наземные силы и авиацию противника. На их счету 2 судна: "Хьюстон" и "Рио Эскондидо" 8 уничтоженных B-26 и большое количество десантных кораблей, танков, грузовиков и зенитных установок. Каждый из летчиков, участвовавших в операции, согласится с тем, что их победа была во многом обусловлена усилиями и изобретательностью технического персонала, оружейников, заправщиков и других. Они работали не покладая рук, часто без сна и еды, чтобы поддерживать самолеты готовыми к бою. Они научились устанавливать тормоза от автомобилей Buick на бомбардировщики B-26, ремонтировать топливные системы T-33 с помощью пластиковых автомобильных шлангов и восстанавливать форсунки серебряным припоем.

"Капитализм с его эгоизмом, преступлениями и пороками отомрет, как отмерли рабовладельческие и феодальные общества." - Ф.Кастро

... ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.

Спасибо за внимание и до новых встреч!