Ранним утром 17 апреля 1961 года кубинский летчик лейтенант Альберто Фернандес на истребителе Lockheed T-33 Shooting Star (№ 711) сбил Douglas В-26 Invader (№ 635), которым управляли Матиас Фариас и Эдди Гонсалес. Самолет разбился у побережья Плайя-Хирон, недалеко от севшего на мель грузового судна "Хьюстон" который незадолго до этого удачно атаковали Энрике Каррерас и Густаво Бурзак на истребителях Sea Fury FB.11. Кстати, существует легенда, что Фидель Кастро лично потопил "Хьюстон" точным попаданием из СУ-100.
Интереснее будет продолжать чтение, если ознакомиться с первой частью:
По возвращении на аэродром в Сан-Антонио Альберто Фернандес пересел на Т-33 (№703). Позже он вернулся к затопленному "Хьюстону". В это время там уже "орудовал" капитан Альваро Прендес (Т-33 №711). Совершив несколько заходов над судном, самолет Фернандеса получил попадание в гидравлическую систему, и он вернулся на аэродром. Один из самых опытных летчиков, он сумел благополучно посадить самолет, и всего 40 минут спустя механики во главе с Рене Суаресом смогли вернуть машину в строй.
В следующем вылете Альваро Прендес смог серьезно повредить вражеский B-26, который практически вышел из воздушного пространства Кубы. Самолет разбился недалеко от Пуэрто-Кабесаса в Никарагуа. В неразберихе, которую вызвали перекрашенные под ВВС Кубы самолеты антикастровцев, Прендес сбил одного из своих. Когда он заметил, что открыл огонь по союзному самолету, то было уже слишком поздно.
“В какой-то степени это было под воздействием повышенного напряжения и притока адреналина. Нередкая ситуация в военное время. Иногда мозг вынужден работать так быстро, что он не может правильно проанализировать все поступающие в него данные.". Из воспоминаний Альваро Прендес.
Каррерас, Бурзак и никарагуанский летчик лейтенант Карлосом Уллоа вернулись в район Плайа-Хирон. Они должны были атаковать суда противника, которые продолжали разгрузку на побережье.
"Я атаковал одно из судов, с которого на баржи выгружали танки и снаряжение. Я выпустил ракету, которая попала в резервуар с топливом на верхней палубе… Внизу все разлетелось вдребезги!".
Самолет Каррераса получил несколько попаданий от зенитных орудий в двигатель, левый топливный бак и правое крыло, но, несмотря на это, смог одержать свою первую воздушную победу.
Однако не все кубинские летчики отличались храбростью в эти дни. Во время налета на позиции высадившихся частей Бригады 2560 капитан "Вилли" Фигеро на Т-33 № "711" должен был обеспечивать прикрытие бомбардировщиков. Однако, испугавшись зенитного огня с земли, он вернулся на аэродром, не сделав ни единого выстрела. Он был арестован сразу же, когда выходил из самолета. Такая же история произошла с лейтенантом Альваро Гало.
Около полудня лейтенанту Рафаэлю Дель Пино (Т-33А № "703") было приказано обеспечить прикрытие бомбардировщика B-26 №"923" капитана Сильвы и лейтенанта Барзака на Hawker Sea Fury. Когда он поднялся на высоту 900 метров выше их предполагаемой позиции, он заметил B-26, идущий неверным курсом. Быстрая проверка по радиосвязи подтвердила, что самолет был вражеский. Двух заходов и нескольких очередей из пулемета было достаточно, чтобы бомбардировщик развалился в воздухе.
Позже в тот же день капитан Прендес (№ 709) и Дель Пино (№ 711) получили приказ атаковать бомбами наземные объекты вокруг Соплиллара. Во время этого задания капитан сбил один из двух B-26, направляющихся в глубь острова. Однако перед этим он совершил глупую ошибку, решив пойти на В-26 в лоб. Восемь крупнокалиберных пулеметов преподали ему особо ценный урок. Сам он так вспоминает тот бой:
"Тут я совершил первую ошибку, забыв о восьми пулеметах в носу В-26, и атаковал его в лоб. С пикирования вышел в лоб самолета, который был ниже меня. Враг довернул машину, и вот мы несемся в лоб друг другу. Открываем огонь почти одновременно. Он стреляет неточно, его трассеры проносятся над фонарем моей кабины. Я тоже промазал. Отворачиваю вправо. Бомбардировщик мелькает подо мной слева. Закладываю крутой разворот и на форсаже атакую его в хвост. Вокруг идет бой. В наушниках орут возбужденные голоса. В-26 энергично маневрирует. Я жму на гашетку, но выше цели. Снова атакую и снова мимо. В отчаянии уже не замечаю, что кислородная маска съехала в сторону. Готовлюсь к новой атаке. В-26 уходит над морем в сторону Гондураса. Видимо решил, что у меня кончились боеприпасы или топливо. Вновь догоняю цель под углом 80 градусов, ловлю в рамку прицела. Трасса прошивает его от носа до хвостового оперения, но он не падает. Я резко отворачиваю. Прохожу так близко от него, что мог разглядеть заклепки и лица экипажа. И вот еще сюрприз: у него есть стрелки и они отстреливаются! К счастью, мимо. Выполняю разворот с набором высоты и захожу на новую атаку. В-26 уходит. Эх, мне бы его восемь пулеметов! Увы, наши Т-33А всего на всего тренировочные самолеты, которые мы использовали как боевые…".
Выполняя одиночный вылет, Дуглас Радд сбил В-26, после чего в спешке отвернул в сторону базы, увидев два приближающихся американских Douglas F4D Skyrays, которые на самом деле оказались A4D-2 Skyhawk ВМС США. Американцы не пытались вступить с ним в бой. Они хотели поставить свои машины между ним и его жертвой, но не успели. 19–го апреля капитаны Каррерас (№ 711) и Прендес (№ 709-й) перехватили два вражеских бомбардировщика на подходе к Кубе. Зайдя с двух флангов, они смогли сбить оба самолета.
Но не каждый вылет заканчивался воздушной победой. Летчик из Чили Джек Лагас выполнял вылеты на самолетах, которые, вероятно, никогда не должны были отрываться от земли. Он и его экипаж на B-26 № 915 трижды обстреливали вражеские силы на побережье, не обращая внимания на чрезвычайно высокое давление топлива в левом двигателе. Во время следующего вылета на другом бомбардировщике (№ "917") короткое замыкание и задымление кабины вынудили его совершить аварийную посадку с четырьмя 500-фунтовыми бомбами на борту. В конце концов, стресс от работы в таких условиях сказался на его состоянии, и он был освобожден от полетов.
Эрнесто Герреро, один из трех никарагуанцев на кубинской службе, выполнил четыре штурмовых задания на Hawker Sea Fury, в ходе которых он уничтожил несколько целей, в том числе танк "Шерман". За 4 дня Густаво Бурзак совершил восемь вылетов и участвовал в уничтожении "Хьюстона". Каррерас атаковал и уничтожил большое количество наземных целей и сам несколько раз попадал под огонь противника.
К сожалению, ни одна война не бывает без потерь. Утром 15 апреля погиб капитан Орест Акоста. Он вылетел с аэродрома в Сантьяго-де-Куба на T-33A № 707 и просто исчез. Обстоятельства его гибели по сей день остаются загадкой. Когда "Бригада 2560" начала наносить свои первые воздушные удары по аэродромам, были получены сообщения о надводных силах, направляющихся к побережью Сантьяго. Акоста вылетел на разведку и больше о нем ничего не было слышно. По предположениям, он потерял сознание и упал в море, поскольку совсем недавно перенес тяжелое заболевание легких и еще не совсем выздоровел.
Другим свидетельством решимости кубинских летчиков стал капитан Луис Сильва, который летал в то время, когда фактически находился на лечении язвы желудка и всего неделю назад вышел из больницы. В своем первом вылете он успешно атаковал корабли и наземные цели противника, но во время второго был сбит. Весь экипаж погиб: сержант-наводчик Мартин Торрес, механик Рейнальдо Гонсалес Мартинес и штурман Альфредо Ноа. Но, похоже, что этот инцидент был в некотором смысле его собственной ошибкой. Самолет выдержал несколько попаданий наземных зенитных орудий и, по-видимому, имел пробитие топливных баков, о чем не знал Сильва. Языки пламени выпускаемых ракет могли воспламенить топливо, стекающее по фюзеляжу, и вызвать взрыв.
Никарагуанец лейтенант Карлос Уллоа, которого коллеги ласково прозвали "Полло" то есть "Цыпленок" был сбит и погиб во время атаки на наземные силы противника.
В течение четырех дней 10 летчиков совершили 70 боевых вылетов, атакуя суда, наземные силы и авиацию противника. На их счету 2 судна: "Хьюстон" и "Рио Эскондидо" 8 уничтоженных B-26 и большое количество десантных кораблей, танков, грузовиков и зенитных установок. Каждый из летчиков, участвовавших в операции, согласится с тем, что их победа была во многом обусловлена усилиями и изобретательностью технического персонала, оружейников, заправщиков и других. Они работали не покладая рук, часто без сна и еды, чтобы поддерживать самолеты готовыми к бою. Они научились устанавливать тормоза от автомобилей Buick на бомбардировщики B-26, ремонтировать топливные системы T-33 с помощью пластиковых автомобильных шлангов и восстанавливать форсунки серебряным припоем.
"Капитализм с его эгоизмом, преступлениями и пороками отомрет, как отмерли рабовладельческие и феодальные общества." - Ф.Кастро
... ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399