Найти тему
Русь Изначальная

Святополк Изяславич – была ли Гертруда его матерью?

Предположение материнства открывает недопустимое родство в браках детей Святополка. Иначе – он является незаконнорожденным ребенком!

Источник: Яндекс картинки.
Источник: Яндекс картинки.

Натолкнулся на одного интересного персонажа древней истории Руси и хотел бы об этом поведать читателю!

Им оказался Святополк Изяславич – сын Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Родился он 8 ноября 1050 года, а умер 16 апреля 1113 года. Но в этой статье я хотел бы рассказать читателю в большей мере не о его жизни, сколько о его происхождении.

По официальной версии истории его матерью была Гертруда Польская. Янин В.Л. считал, что она, перекрестившись из католичества в православие, стала носить имя Елизавета (Олисава). Умерла она в 1108-м году.

В течение своей жизни она вела так называемый кодекс Гертруды, в котором записывала свои мысли и астрологические наблюдения, а также якобы осуществляла гадания. В этом кодексе она называет своим сыном только Ярополка, но не Святополка: «unicus filius meus» - в качестве своего единственного сына.

Существует мнение, что под выражением «единственный сын» имелось в виду самый любимый.

Есть также вероятность того, что в период бегства семейства Изяслава, Святополк не перекрещивался в католичество, а Ярополк с Гертрудой перекрещивались, поэтому в плане религиозном, она считала его своим сыном как католика.

Если принять во внимание, что Святополк был сыном Гертруды, то тогда браки его детей с родственниками матери должны были являться неканоническими и по сути кровосмесительными.

Хотя неканонические браки периодически разрешались, вот и в этот раз на брак Сбыславы (дочери Святополка) было получено разрешение римского папы. Болеслав и Сбыслава были в 6-й степени родства по римскому или гражданскому счету, что соответствовало 3-й степени по церковно-каноническому счету. А церковь допускала браки, начиная с 7-й степени родства или с 4-й по каноническому счету. В древнерусском каноническом праве тоже имелся запрет:

«..брата два — то две колене; дети тою — то 3-є колено: дотоле нелзе поиматися. Внучи тою — 6-е колено: нелзе же. 7-е колено и 8-е, то уже достойно поиматися».

Но если бы это был единственный такой кровосмесительный брак с детьми Святополка? Так нет же, это была своего рода система.

В 1104-5 годах другая его дочь Святополка - Предслава вышла замуж за сына венгерского кроля. Она и ее муж, также были кровными родственниками в 6-м (3-м) колене.

Третий близкородственный брак был заключен в 1091 –м году между сыном Святополка - Ярославом и дочерью венгерского короля Ласло.

Получается, согласно официальной версии истории браки детей Святополка заключались с супругами в близком недопустимом родстве, но это если следовать в рамках версии о происхождения Святополка от Гертруды и от Изяслава.

По моему мнению, может быть два сценария развития событий. Первый, то, что Гертруда была матерью и Ярополка и Святополка. В летописи и в кодексе Гертруды Олисава и Гертруда названы «Ярополча мати» и «Святополча мати», но не по мужу. То есть отцом Святополка мог быть не Изяслав.

И второй вариант развития событий. Святополк был рожден от наложницы Изяслава. В те времена это было вполне допустимо. Конкубинат среди знати того времени был вовсе не редкостью, а дети от любимой наложницы признавались законнорожденными. Известна история Ярослава Осмомысла о рожденном, у галицкого князя от связи с наложницей Анастасией сына Олега, которого он признал законнорожденным. Но персонаж нашей истории – Святополк сам прижил сына Мстислава от наложницы, который впоследствии получил стол во Владимире-Волынском, и это никем не оспаривалось.

Назаренко А.В. считает, что Гертруда умерла в плен у Владимира Мономаха в 1086-м году, куда попала в результате неудачной войны своего сына Ярополка с Ростиславичами. Янин В.Л. и его сторонники считают, что она умерла в 1108 –м году, благополучно выдав замуж внучку Сбыславу за своего родственника – Болеслава.

В своих молитвах изложенных ею в кодексе, Гертруда молилась и о своем муже Изяславе, где просила Бога сделать его сильным и стойким и помочь одолеть всех врагов, защитить супруга от всех несчастий и опасностей и сделать счастливым обратный его путь на родину. В конце этой молитвы она пишет и о себе, о каких-то своих страстях:

«но и утихомирить её собственный бешеный нрав и превратить в кроткую, спокойную, обращенную к добру женщину».

Что за страсти она имела виде, непонятно. Может он ей отказывал в постели, и нее было постоянное, бешеное желание к близости.

Не забывает она и про своего старшего сына Ярополка, где высказывается о нем в отличие от официальной летописи нелицеприятно:

«опускался в пучину пьянства и обжорства, был повинен в гордыне, хвастовстве, клятвопреступлении, злословии, алчности, тщеславии, нетерпении, лживости, воровстве, лжесвидетельстве и даже стал для всех посмешищем».

В своих молитвах она обращается к святой Елене, где называет себя ее рабой. Из этого можно предполагать, что на Руси Гертруду называли Еленой, а не Елизаветой.

В свете исследования не будет лишним еще рассказать о сыновьях Гертруды. Официально у нее было три сына: Мстислав, Ярополк и Святополк. Одни исследователи считают, что Мстислав был младшим, другие говорят о его старшинстве. Что касается Святополка и Ярополка то тут тоже мнения специалистов расходятся, то Святополк младший, то Ярополк. Кучкин В.А. например считает, что раз похоронами князя Изяслава занимался Святополк, то он и есть старший сын, а не Ярополк. А.В. Назаренко с этим соглашается, но в рамках концепции, что Святополк был рожден от наложницы Изяслава.

Немаловажным объяснением того, что Святополк не был сыном Гертруды, является и то, что после смерти Изяслава она жила при Ярополке на Волыни, а не при Святополке, старшем из Изяславичей.

Известий о том, что Святополк выразил какое-либо недовольство заточением Гертруды, которое устроил Владимир Мономах – нет. Ведь если бы она была родной матерью, то Святополк вынужден был бы начать войну с Мономахом, чего не было.

#святополкизяславич #гертруда #мать