Приветствую вас, друзья!
Сегодня речь пойдет о нескольких "золотых" стандартах - постараюсь кратко и понятно объяснить суть и сделать выводы.
Начну с соотношения, называемого золотым сечением, - это когда отношение большей части отрезка к меньшей равно отношению целого к большей части (и равняется 1.618.......). Если говорить, отсекая описания про равенство соотношений, то это примерно 38% и 62%.
Используя правило золотого сечения можно построить правильный пятиугольник - пентагон (это еще у Евклида). А из него получить пентаграмму, или Пифагорейский пентакль. В пентагоне и пентакле несколько "золотых" соотношений: диагональ и сторона, точки пересечения делят диагонали на отрезки, вписывающиеся в пропорции золотого сечения. Репутация пентаграммы, как известно, значительно подпорчена, а сам Пифагор, меж тем, называл ее математическим совершенством.
Мне пятиугольник, пентаграмма сразу напомнили))) Руками и ногами вписывается идеально.
Существует также золотой прямоугольник и золотая спираль.
Золотой прямоугольник здесь - соотношение розовой (бОльшей) части к остальному.
Золотая спираль строится с использованием последовательности Фибоначчи (первые числа 0 и 1, а каждое следующее равно сумме двух предыдущих): квадраты со стороной 1 и 1, 2, 3, 5, 8, 13 и 21. Дальше добавляются дуги.
Золотое сечение, по всей видимости, универсально и гармонично; его изобретали и находили и математики, и архитекторы, и художники, и биологи, и физики.
Кстати, широко известные изображения раковины моллюска, отражающей золотую спираль - это раковина Nautilus Pomoilius (!) и окаменелых Аммонитов. Которые использовались в том числе утилитарно и им приписывали, конечно, разные магические свойства.
Опираясь на правило золотого сечения, можно нарисовать или найти "идеальное" лицо. Попробуйте поискать в сети и там множество ссылок на что-то вроде: "10 известных людей с идеальными чертами лица". И клиники пластической хирургии любят рассуждать на эту тему на своих сайтах.
А теперь к реальности))) Можно задаться целью и заказать подрамник или сразу хост на подрамнике с идеальными пропорциями, а потом еще вооружиться линейкой, циркулем, калькулятором и нужными формулами. Если работаете в диджитале, то все, конечно, попроще. Но, нам мой взгляд, такая концентрация на "идеальных" условиях совершенно не гарантирует великолепного результата. Если вы покупаете готовые холсты, то устанете искать. Не забывайте также о "привязке" к месту и определенным размерам, обусловленной объективными причинами.
На мой взгляд, для художника (или фотографа) все гораздо проще. Есть простой, действенный и часто используемый способ создания идеальной композиции, основывающийся на упрощенном правиле золотого сечения. Это правило третей. Делите холст на три равные части по вертикали и по горизонтали и стройте свою композицию.
9 равновеликих частей, пересечения линий - т.н. "точки силы". Т.е. акценты или самые главные объекты располагайте в этих точках.
Рекомендуют еще размещать объект/объекты в правой или левой части изображения, а другие 2/3 оставлять свободными. Справедливости ради стоит также отметить сочетания 2 части к 3 (2:3) и 3:5 (из последовательности Фибоначчи).
Эта монументальная и многофигурная картина Иванова считается самой большой русской картиной. Ее размеры 540х750 см.
Просто идеальное совпадение))) Посмотрите, перспектива комнаты, стол и фигуры людей.
Какой вывод следует из моего рассуждения? Если вы создаете паттерн или логотип, например, то может и стоит задаться целью вписать его в рамки золотого сечения. Но для картин, рисунков идеальное попадание - это просто правило третей.
Удачи вам и вдохновения, друзья!