Найти тему
Dot-Dot ru

Внедрение экологической логистики. Внутригородская доставка работает, а что на магистралях?

Оглавление

Эксплуататорское отношение людей к природе нарушило экологический баланс и породило ряд значительных экологических проблем, многие из которых, возможно, уже никогда не удастся решить.

Так, одна из важнейших — увеличение углеродного следа — вышла сегодня на первое место. Согласно данным Евростата, выбросы парниковых газов экономикой ЕС увеличились на 6 % в третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В целом количество подобных выбросов, которые сохраняются в атмосфере на протяжении столетий, уже привело к тому, что температура на Земле повысилась на 2 °C.

Согласно отчетам международного исследовательского проекта по мониторингу выбросов парниковых газов Global Carbon Project, в 2021 году выбросы углекислого газа во всем мире выросли на 4,9 % по сравнению с 2020 годом.

Отрицательное воздействие на природу и его причины

В ухудшение экологической обстановки весомый вклад вносит логистика как хозяйственная деятельность. Среди основных отрицательных действий с ее стороны можно назвать:

  • вредные отбросы, вызывающие загрязнение воздуха, воды, почвы;
  • повреждение почвенного покрова, вырубка деревьев, нарушение экосистем грунтовых вод ради строительства объектов логистической инфраструктуры;
  • шумовые и вибрационные воздействия, связанные с передвижением транспортных средств;
  • нанесение ущерба экологии вследствие взрыва опасных грузов, разлива нефти из-за аварий на дорогах и трубопроводах.

Отдельно следует сказать о загрязнении воздуха, которое происходит в результате сжигания транспортом топлива. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат порядка 200 компонентов, некоторые из них существуют всего пару минут, период существования других длится до нескольких лет.

На уровень транспортного воздействия на окружающую среду влияет ряд факторов:

  • интенсивность, состав и скорость транспортного потока;
  • тип двигателя;
  • наличие зеленых насаждений;
  • тип и качество дорожного покрытия;
  • планировочные решения, реализованные на территории.

Что такое экологическая логистика

В целом под экологической логистикой понимают любые инициативы в ее функциональных областях:

  • Производственная. Основана на системе экологического менеджмента, внедренного на предприятии (стандарты ISO 14000), использовании современных технологий, обеспечивающих ресурсо- и энергосбережение, минимизации производственных отходов, обеспечении экологически безопасных условий труда.
  • Распределительная. Базируется на анализе каналов распределения с учетом их минимального воздействия на экологию, использовании приемлемых упаковочных материалов, которые можно применять неоднократно, переработать или утилизировать без вредного влияния на окружающую среду.
  • Складская. Основана на оптимальном планировании и оптимизации маршрутов грузоперевозок. Также предполагает сокращение количества отходов на складах. Кроме того, если предполагается, что на складе будут храниться опасные грузы, способные нанести вред людям и экологии, то их необходимо размещать в местах, удаленных от проживания людей и хрупких экосистем.
  • Информационная. Подразумевает сокращении бумажного документооборота, использовании экологической маркировки и информировании общественности о результатах эколого-экономической деятельности предприятия.
  • Транспортная. Предусматривает использование экологических транспортных средств с соответствующими двигателями, экологичных горюче-смазочных материалов и топлива, увеличение объема железнодорожных и водных грузоперевозок, использование тягачей с двухъярусным прицепом и погрузку продукции в два яруса на вагоны-платформы, применение безопасной в экологическом плане погрузочно-разгрузочной техники.
Водная логистика положительно сказывается на экологии
Водная логистика положительно сказывается на экологии

Какие компании в России уже сегодня являются ярким примером зеленой политики в логистике

В России экологические инициативы в области логистики и экономики не столь распространены, как на Западе, однако и у нас есть ряд компаний, которые показывают пример другим своей вовлеченностью в проблемы окружающего мира:

  • Сбербанк при выдаче кредитов различным организациям учитывает ESG-рейтинг. С начала 2021 года этот технологический гигант уже выдал 52 миллиарда рублей зеленых кредитов, в том числе логистическим компаниям.
  • Руководство ПАО «Магнит» еще в начале марта 2020 года заявило, что их количество автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе, вырастет на 4—5 %, водители начнут пользоваться планшетами, накладные будут оформляться в электронном виде, а в будущем организация постепенно перейдет на среднетоннажный транспорт, поскольку он потребляет меньше энергии.
  • Российское подразделение голландского концерна Heineken значительно снизило долю импорта: уже в 2018 году 98 % сырья было закуплено у российских сельскохозяйственных производителей, в связи с чем закупки на перевозку сырья из-за рубежа значительно уменьшились и, соответственно, уменьшилась транспортная нагрузка на экологию.

Как государство может повлиять на развитие экологической логистики

Применение зеленых логистических подходов значительно снижает вредное воздействие на окружающую среду. Однако в России внедрение экологических технологий идет сложнее, в частности из-за отсутствия должной государственной политики.

Осенью 2021 году организация Carbon Brief опубликовала данные своих исследований. Согласно им, крупнейшим загрязнителем на Земле признаны США, за ними следуют Китай и Россия.

Что могло бы сделать наше государство:

  • ограничить доступ транспортных средств на определенные территории;
  • ввести транспортные, углеродные и дорожные налоги;
  • развивать складскую и терминальную инфраструктуру на окраинах крупных городов;
  • принудить организации отказаться от бумажного документооборота;
  • установить топливные стандарты и стандарты эмиссионных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • проложить дороги в обход заповедников и исторических памятников.
От экологической политики нашей страны во многом зависит зеленая логистика
От экологической политики нашей страны во многом зависит зеленая логистика

И это лишь малая часть комплексной программы. В качестве стимула наше государство могло бы выдавать субсидии, дотации и гранты логистическим предприятиям, ориентированным на экологические принципы работы. А до тех пор российский бизнес по большей части будет ориентироваться на получение прибыли в краткосрочной перспективе, игнорируя опыт своих зарубежных партнеров.