Расскажу сегодня о художнике, который создал несколько сотен обложек к книгам. Особой любовью он пользуется у поклонников книг Терри Пратчетта.
Британский иллюстратор Джош Кирби — автор обложек ко многим книгам из цикла о Плоском мире. Очень его люблю — за внимание к деталям, проработку героев, работу с цветом.
✅ С профессией и любимым жанром определился еще в детстве.
Джош Корби родился в 1928-м. Однажды к нему попал молодежный журнал, на страницах которого изобразили гигантских насекомых и футуристические автомобили. Эти образы настолько его впечатлили, что он вспоминал о них спустя десятилетия. Именно тогда у него возник интерес к научной фантастике. А стать художником Кирби решил в семь лет.
✅ Первый заказ на портрет стал для художника последним.
Когда Кирби окончил художественную школу, он почти сразу получил хороший заказ: члены городского совета Ливерпуля поручили ему написать портрет лорда-мэра. Он это сделал и… отказался от портретной живописи навсегда. Художник переехал в Лондон и переключился на иллюстрацию.
✅ Рисовал афиши для фильмов.
Он, например, создал персонажей для плакатов к фильму «Возвращение джедая». Другие ленты в России не особо известны — это «Повелитель зверей», «Крулл» и другие. Как понимаю, особой известности в этой области Кирби не достиг. Зато…
✅ Создал более 400 обложек для книг.
Свою первую обложку Кирби нарисовал в 1955 году для научно-фантастического романа Дэна Моргана, затем — для книги Яна Флеминга о Джеймсе Бонде. Кирби иллюстрировал книги Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Жюля Верна, Джека Керуака и других известных писателей. Список работ есть здесь, не знаю, насколько он полный, хотя все равно впечатляет.
✅ «Я только придумал Плоский мир, но Джош его создал».
Так о художнике сказал Терри Пратчетт, и, думаю, это наивысшая похвала. Кирби начал сотрудничать с писателем в 1980-х. Изначально заказ на обложку он посчитал разовым, но в итоге создал иллюстрации к 26 романам.
После смерти Кирби над обложками к Пратчетту стал работать иллюстратор Пол Кидби (видимо, выбирали по фамилии). Хотя его называют преемником, с Пратчеттом он сотрудничал с конца девяностых.
В память о художнике Кидби вписал его портрет в иллюстрацию к обложке романа «Ночная стража». Эта работа, в свою очередь, отсылает к картине Рембрандта «Ночной дозор». Кирби на ней изображен в том же месте, где Рембрандт изобразил себя.
✅ Организовал мастерскую в кладовке.
Почти 40 лет — до самой смерти — Кирби жил в небольшом поселении в графстве Норфолк. Он рисовал в крошечной кладовой, которую во многих статьях сравнивают со шкафом. Тесная и пыльная, по утрам она была залита светом, что и привлекало художника.
Я нашла фотографию, на которой художник (вроде бы) изображен в своей мастерской: да, двухметровый холст туда бы не поместился.
✅ Считал своими учителями Босха и Брейгеля.
Первого он любил за фантастические образы и детально проработанные миры, второго — за религиозные и мифологические мотивы, вписанные в сюжет.
Сам Кирби в работе использовал акрил, гуашь и акварель, но предпочтение отдавал маслу. Оно долго сохнет, поэтому правки в работу можно вносить и спустя сутки.
Над каждой картиной Кирби работал от четырех до восьми недель и всегда читал роман перед тем, как сесть за иллюстрацию. Наброски он обычно утверждал в издательстве, а вот концепции обложек к книгам цикла «Плоский мир» обсуждал исключительно с Пратчеттом.
Текст написан на основе материалов, опубликованных на официальном сайте Джоша Кирби: joshkirbyart.com.