Найти тему
Dot-Dot ru

Как появилась логистика в России - самые интересные исторические логистические проекты.

Оглавление

В промышленно развитых странах логистике отведена значительная роль , которая оказывает влияние на современный бизнес.  Давайте приоткроем исторический занавес.

Термин «логистика» произошел от греческого слова logistike — искусство рассуждать, вычислять. Первые логисты (или логистики) в Древней Греции и Древнем Риме формировали запасы, распределяли продукты, отвечали за обмен товарами между провинциями. В Византии они же участвовали в снабжении армии провизией и амуницией.

Своим названием логистика обязана Древней Греции
Своим названием логистика обязана Древней Греции

С чего началась логистика в России

Речь о становлении в России логистики в качестве науки следует начать с практической стороны вопроса. О ее формировании в нашей стране известно слишком мало фактов, но те, что остались в истории, не стоит упускать из внимания. Исследователи полагают, что на ее развитие в России повлияла деятельность Петра I: когда он основал Санкт-Петербург и перенес в него столицу, то укрепил связи с европейскими странами, открыл морские торговые коридоры.

Петр I успешно осуществил сразу три крупных логистических проекта:

  1. Организовал маршрут для поставки большого количества строительных материалов, рабочей силы и зарубежных специалистов.
  2. Создал крупный город, ставший центром торговли с европейскими странами и центром развития оборонной промышленности.
  3. Организовал переезд в новую столицу всех подчиненных двора — сенаторов, чиновников, иностранных посольств, государственных служб.

Еще один интересный логистический проект, связанный с Санкт-Петербургом, относится к началу XIX века. Тогда Европу охватило увлечение восточной культурой, и мы не остались в стороне. Офицер Андрей Муравьев, будучи на раскопках в Египте, заинтересовался сфинксами, выставленными на продажу, и направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность их приобретения.

Сфинксы на берегу Невы являются прекрасным примером крупного логистического проекта
Сфинксы на берегу Невы являются прекрасным примером крупного логистического проекта

Весной 1832 году при погрузке на греческий корабль «Добрая надежда» у одной из скульптур лопнул трос, сфинкс рухнул и едва не потопил судно, однако статуи все же были погружены, доставлены в Россию и установлены на набережной Невы.

Железнодорожный транспорт

Развитие логистики в нашей стране связано и с развитием железнодорожного транспорта. Огромный вклад в эту область сделали П. П. Мельников, при котором строились самые дешевые дороги, и С. Ю. Витте, который предложил ввести государственную монополию на железнодорожные тарифы, а также реализовать принцип «чем дальше — тем дешевле».

Влияние военных действий

Вообще же истории нашей страны известно множество примеров, связанных с военными действиями, когда логистически верные решения обеспечивали приоритетное положение армии, а ошибочные влекли за собой гибель множества людей, финансовые убытки, падение престижа России.

Начнем с отрицательного примера использования логистики. В ходе Русско-японской войны морская битва в Цусимском проливе поставила финальную точку. Это было самое масштабное поражение в истории русского флота. А ведь с самого начала войны было ясно, что для создания превосходства на море необходимо было перебросить наши корабли в Тихий океан с Балтики. Что сделано не было.

Ярким положительным примером являются наши действия в ВОВ. В 1941 году в Самару были эвакуированы правительственные органы и огромное количество фабрик из российских городов, которые не стали добычей фашистов. Предприятия были эвакуированы вместе с рабочими.

Эвакуация заводов в годы ВОВ — еще один прекрасный пример верного логистического решения
Эвакуация заводов в годы ВОВ — еще один прекрасный пример верного логистического решения

От практики — к теории

В научном обиходе советских ученых, таких как С. М. Резер, С. А. Думлер, Ю. И. Рыжиков, отсутствовал термин «логистика». Более того, в современной отечественной научной среде до сих пор не сложилось четкого представления, что собой представляет эта наука. Ее зачастую подменяют понятием УЦП («управляемая цепь поставок») , что низводит логистику до операционной деятельности по грузопереработке.

И подобную подмену понятий даже успешно пытаются оправдать. К примеру, советский и российский ученый В. И. Сергеев пишет, что логистика сегодня ориентирована в основном на операционную деятельность внутри организации, между тем как УЦП занимается созданием связей между функционалами бизнеса как на уровне компании, так и на межорганизационном уровне.

Примечательно, что до сих пор нет четкого понятия, кто же такие сами логисты. Если это специалисты, в чей пул задач входят грузоперевозки, транспорт и склад, то логистические профессиональные стандарты должны описывать транспортную и складскую деятельность. Если оптимизация потоковых процессов, то профстандарты по подобной деятельности должны быть применимы к различным областям.

Для развития современной логистической науки в России необходима систематизация знаний на основе зарубежного опыта и наших отечественных советских наработок. На сегодняшний день Министерством образования в качестве основного учебного пособия для будущих логистов рекомендован российский учебник «Практикум по логистике», вышедший в 1999 году под руководством Б. А. Аникина и написанный при участии пяти крупных вузов.

Кроме них, эксперты называют еще несколько книг, которые могут стать отличным ответом американской школе логистики: А. Н. Стерлигова «Управление запасами в цепях поставок», А. М. Гаджинский «Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика», Ю. М. Неруш «Логистика».

Сегодня среди главных вузов в России, где готовят специалистов по логистике, можно назвать следующие:

  • Российский университет транспорта;
  • Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет;
  • РЭУ им. Г. В. Плеханова;
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • Национальный исследовательский университет МЭИ.
-4

РУТ, крупнейший отраслевой университет России

В настоящее время логистика переживает не лучшие свои времена в свете политических событий на мировой арене. Однако именно это дает все шансы ее усовершенствования и развития новых горизонтов в этой науке.