В промышленно развитых странах логистике отведена значительная роль , которая оказывает влияние на современный бизнес. Давайте приоткроем исторический занавес.
Термин «логистика» произошел от греческого слова logistike — искусство рассуждать, вычислять. Первые логисты (или логистики) в Древней Греции и Древнем Риме формировали запасы, распределяли продукты, отвечали за обмен товарами между провинциями. В Византии они же участвовали в снабжении армии провизией и амуницией.
С чего началась логистика в России
Речь о становлении в России логистики в качестве науки следует начать с практической стороны вопроса. О ее формировании в нашей стране известно слишком мало фактов, но те, что остались в истории, не стоит упускать из внимания. Исследователи полагают, что на ее развитие в России повлияла деятельность Петра I: когда он основал Санкт-Петербург и перенес в него столицу, то укрепил связи с европейскими странами, открыл морские торговые коридоры.
Петр I успешно осуществил сразу три крупных логистических проекта:
- Организовал маршрут для поставки большого количества строительных материалов, рабочей силы и зарубежных специалистов.
- Создал крупный город, ставший центром торговли с европейскими странами и центром развития оборонной промышленности.
- Организовал переезд в новую столицу всех подчиненных двора — сенаторов, чиновников, иностранных посольств, государственных служб.
Еще один интересный логистический проект, связанный с Санкт-Петербургом, относится к началу XIX века. Тогда Европу охватило увлечение восточной культурой, и мы не остались в стороне. Офицер Андрей Муравьев, будучи на раскопках в Египте, заинтересовался сфинксами, выставленными на продажу, и направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность их приобретения.
Весной 1832 году при погрузке на греческий корабль «Добрая надежда» у одной из скульптур лопнул трос, сфинкс рухнул и едва не потопил судно, однако статуи все же были погружены, доставлены в Россию и установлены на набережной Невы.
Железнодорожный транспорт
Развитие логистики в нашей стране связано и с развитием железнодорожного транспорта. Огромный вклад в эту область сделали П. П. Мельников, при котором строились самые дешевые дороги, и С. Ю. Витте, который предложил ввести государственную монополию на железнодорожные тарифы, а также реализовать принцип «чем дальше — тем дешевле».
Влияние военных действий
Вообще же истории нашей страны известно множество примеров, связанных с военными действиями, когда логистически верные решения обеспечивали приоритетное положение армии, а ошибочные влекли за собой гибель множества людей, финансовые убытки, падение престижа России.
Начнем с отрицательного примера использования логистики. В ходе Русско-японской войны морская битва в Цусимском проливе поставила финальную точку. Это было самое масштабное поражение в истории русского флота. А ведь с самого начала войны было ясно, что для создания превосходства на море необходимо было перебросить наши корабли в Тихий океан с Балтики. Что сделано не было.
Ярким положительным примером являются наши действия в ВОВ. В 1941 году в Самару были эвакуированы правительственные органы и огромное количество фабрик из российских городов, которые не стали добычей фашистов. Предприятия были эвакуированы вместе с рабочими.
От практики — к теории
В научном обиходе советских ученых, таких как С. М. Резер, С. А. Думлер, Ю. И. Рыжиков, отсутствовал термин «логистика». Более того, в современной отечественной научной среде до сих пор не сложилось четкого представления, что собой представляет эта наука. Ее зачастую подменяют понятием УЦП («управляемая цепь поставок») , что низводит логистику до операционной деятельности по грузопереработке.
И подобную подмену понятий даже успешно пытаются оправдать. К примеру, советский и российский ученый В. И. Сергеев пишет, что логистика сегодня ориентирована в основном на операционную деятельность внутри организации, между тем как УЦП занимается созданием связей между функционалами бизнеса как на уровне компании, так и на межорганизационном уровне.
Примечательно, что до сих пор нет четкого понятия, кто же такие сами логисты. Если это специалисты, в чей пул задач входят грузоперевозки, транспорт и склад, то логистические профессиональные стандарты должны описывать транспортную и складскую деятельность. Если оптимизация потоковых процессов, то профстандарты по подобной деятельности должны быть применимы к различным областям.
Для развития современной логистической науки в России необходима систематизация знаний на основе зарубежного опыта и наших отечественных советских наработок. На сегодняшний день Министерством образования в качестве основного учебного пособия для будущих логистов рекомендован российский учебник «Практикум по логистике», вышедший в 1999 году под руководством Б. А. Аникина и написанный при участии пяти крупных вузов.
Кроме них, эксперты называют еще несколько книг, которые могут стать отличным ответом американской школе логистики: А. Н. Стерлигова «Управление запасами в цепях поставок», А. М. Гаджинский «Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика», Ю. М. Неруш «Логистика».
Сегодня среди главных вузов в России, где готовят специалистов по логистике, можно назвать следующие:
- Российский университет транспорта;
- Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет;
- РЭУ им. Г. В. Плеханова;
- Московская государственная академия водного транспорта;
- Национальный исследовательский университет МЭИ.
РУТ, крупнейший отраслевой университет России
В настоящее время логистика переживает не лучшие свои времена в свете политических событий на мировой арене. Однако именно это дает все шансы ее усовершенствования и развития новых горизонтов в этой науке.