Дымковская глиняная игрушка – яркое, жизнерадостное, наивное народное искусство. Все разнообразные утицы и зверюшки – свистульки, нарядные барышни, няньки с детьми, пышные дамы, всадники на кониках, многофигурные композиции радуют глаз, не оставляют равнодушным любого, кто увидит этот мир красоты. В нём нет двух одинаковых фигурок – каждая уникальна и единственна, произведение искусства ручной работы народной мастерицы, которая творчески осуществляет весь процесс от лепки до росписи.
И эта образность восприятия изделий народных мастериц вполне естественна, так как дымковской игрушке характерны предельная обобщённость формы, выразительность точно найденных деталей, согласованность всех частей и завершённость силуэтов. Роспись в виде крупного геометрического орнамента (круги, клетки, кольца и другие элементы декора) разных цветов, контрастно выполненная по белому фону темперой, приготовленной на яичной желтковой эмульсии, делает игрушку художественным произведением народного искусства. Используемые краски при высыхании стабильны, мало изменяются в цветовом фоне, насыщенности и светлоте. Они имеют высокую прочность. Не случайно история применения темперы насчитывает более трёх тысяч лет. На Руси её использовали в иконописи и для написания миниатюр в рукописных книгах.
Зародилось изготовление глиняных игрушек в Дымковской слободе, что на берегу реки Вятки, противоположном городу Хлынову (с 1780 года – Вятка, с декабря 1934 года – Киров). Сегодня бывшая слобода – район большого города. Многие исследователи считают, что начало изготовления глиняной расписной игрушки относится к концу XV – началу XVI веков, а развитие производства связано с обрядовым весенним праздником «Свистопляской», или «Свистуньей», который посвящался солнцу. Проходил он в Хлынове на четвёртую субботу после Пасхи. На открывавшейся в городе ярмарке и продавались дымковские игрушки, свистульки. В начале XIX века они играли в жизни города немалую роль.
Изготовлением игрушек занимались женщины, которые передавали своё искусство дочерям. В «Адрес-календаре Вятской губернии» изданном в 1856 году, сообщалось, что в Дымковской слободе изготовлением глиняных игрушек занимается 59 семей. В дальнейшем эти игрушки стали вытесняться гипсовыми литыми фигурками, копировавшими фарфоровые статуэтки зарубежных фабрик. Их механическое изготовление не требовало творческого труда, значительно увеличивало производительность, было дешевле и существенно повышало заработок. Мастерицы перешли на гипсовые изделия. Некоторые ещё раскрашивали их масляными красками.
К началу XX века в профессии оставалась только мастерица Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938), а по существу «исчезла из жизни, умерла одна из удивительнейших и очаровательнейших сказок старого народного искусства, звучащего замирающими аккордами» – с горечью писал Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948). Он не позволил дымковской игрушке окончательно кануть в Лету и сыграл в то трагическое время решающую роль в сохранении и популяризации этого народного искусства, посвятил в дальнейшем его возрождению и развитию всю свою жизнь.
Родился Деньшин в Вятке в семье служащего губернского земства. Он рано почувствовал тягу к прекрасному – искусству. Посещая воскресные курсы рисования и живописи, организованные в 1908 году по инициативе земства при Вятском техническом училище, Алексей заинтересовался творчеством народных мастеров. Преподаватель И.Ф. Фёдоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в Москве, увлёк его беседами и демонстрацией произведений народных мастеров, в том числе дымковской игрушкой. С 15 лет юноша стал посещать Мезрину, наблюдал за её работой, беседовал, тщательно зарисовывал игрушки мастерицы теми же красками, которыми она раскрашивала их.
Окончив Вятское Александровское реальное училище, Деньшин с 1913 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1919 году – в Первых свободных государственных художественных мастерских. Тогда же посещал вечерние рабочие курсы полиграфической печати. Он был одним из создателей Вятского художественно-исторического музея в 1910 году, открытого стараниями Вятского художественного кружка. С целью популяризации музея Деньшин написал и издал редкую ныне книжку «Беседы для всех по искусству. 1: Русская живопись (краткий очерк) и Вятский художественно-исторический музей» (Вятка: издание автора, 1917. 29 с.). В ней автор кратко повествует о музее, а в основном – о его молодом тогда собрании живописи, характеризует этапы её развития, даёт понятия о терминологии в этом виде искусства для тех, «кто помимо чисто внешних впечатлений жизни и с ними связанных всех явлений истории <…> живёт ещё непрестанною работою по культуре своей внутренней жизни – культурою своей души».
Считая себя художником-пейзажистом, Деньшин, в то же время, свою энергию направил на возвращение в профессию старых мастеров дымковской игрушки, привлечение молодёжи, на пропаганду этого искусства в обществе: собирал наиболее интересные дымковские изделия и отвозил их в Государственный русский музей, Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Государственный музей игрушки, где они были достойно оценены и со временем составили значительные коллекции.
Деньшин разглядел в дымковской игрушке, отличающейся пышностью форм, богатством цветовой отделки, обилием декоративных деталей, настоящее искусство и первым заявил об этом публично, как бы открыл её для России, издав альбом, появление которого имело большое общественное значение: «Вятская глиняная игрушка в рисунках: раскраска рисунков ручная, яичными красками, точно скопированными с подлинников» (М.: издание собственность автора, 1917. [3], 21 с., 49 л. с 50 цв. ил.). Формат альбома 22 х 21,5 см. На обороте титульного листа, внизу, в рамке напечатано: «Всего 300 экземпляров, из них 50 нумерованных, на лучшей бумаге». Если экземпляр нумерован, то номер проставлен чёрными чернилами, а под рамкой теми же чернилами написано: «Все рисунки раскрашены от руки. А. Деньшин».
Обложка издания зелёного цвета, имеет скромную гармоничную рамку, с правой стороны наклеено изображение раскрашенной игрушки. Мне удалось познакомиться с пятью экземплярами альбома. На их обложках изображения разных игрушек: пышная нарядная няня с ребёнком, всадник в красном кафтане на белом коне с синими и чёрными пятнами (на трёх экземплярах, нумерованном и обычных) и дама в красном платье с чёрной муфтой и зонтом. Возможно, на других экземплярах наклеены изображения иных игрушек.
Особенность альбома состоит в том, что текст и контуры игрушек автор литографировал, а затем контуры раскрасил на всех экземплярах. Рисунки выполнены на плотной белой бумаге. Деньшин отметил, что стремился приблизиться к расцветке оригиналов, использовал, как и мастерица, сусальное золото. Рисунки наклеены на тонкую кремовую бумагу, пожелтевшую от времени, по одному на лист.
Сравнивая три экземпляра с всадниками на обложке (в том числе нумерованный), я обнаружил, что один из них, не имеющий номера, содержит все рисунки, выполненные на высококачественной бумаге верже. Во всех пяти экземплярах путаница с номерами, литографированными под контурами рисунков: после номера 44 они ошибочны, и исправления сделаны автором синим или простым карандашом, либо чернилами на разных экземплярах. В некоторых под первым рисунком стоит подпись – А. Деньшин – синим карандашом. Текст альбома литографирован на мелованной бумаге. На страницах 20–21 представлен список изображённых игрушек, указаны их названия и кому принадлежали те, что не в собрании автора (их большинство). Имена некоторых владельцев обозначены инициалами.
Среди изображённых персонажей нянька с детьми, женщина, идущая «по воду», гуляющая барыня, барышня с зонтиком, нянька, барышня с собачкой, всадник (свистулька), утица нарядная, утица простая, баран, лев, гуляющий кавалер, пара коней (свистулька), медведь, играющий на скрипке, доение коровы, козлы цирковые с клоунами. Две многофигурные композиции, изображающие пляску и возвращение охотника домой, выполнены на цельном основании («блинчике»). Этот новый тогда приём, получивший развитие в 1920-х годах, позволил с максимальной живостью отражать темы реальной жизни в жанровых сценах. Рисунки альбома Деньшина сохранили цветовую гамму. Фигурки нарядны, но цвета их не столь яркие по сравнению с современными изделиями дымковских мастериц, для окраски которых используются, вероятно, разнообразные синтетические пигменты.
Альбом Деньшина впервые представил перед общественностью России дымковскую игрушку, её сюжетное разнообразие, заявил о художественных достоинствах, которые делают эти народные изделия произведениями подлинного искусства. Несмотря на трагическое революционное время, весомое слово автора услышали. Альбом получил высокую оценку современников, среди которых А.М. и В.М. Васнецовы, А.Н. Бенуа, С.П. Яремич, К.И. Чуковский, Э.Ф. Голлербах и другие. Он быстро разошёлся и уже в 1918 году стал библиографической редкостью. Я приобрёл его в 1960-х годах, экземпляр хорошей сохранности.
Вдохновлённый успехом, Деньшин подготовил новый альбом, ныне ещё более редкий. На титульном листе, обильно украшенном изящным цветочным орнаментом, читаем: «Вятская глиняная игрушка. Вып. 1: Куклы нарядные. Издание [второе, но изменённое] «Уникум». Все рисунки раскрашены от руки автором. Всего 120 нумерованных альбомов с текстом» (М., 1919. 7 с., 24 ил.). Формат 18 х 27 см. Номер известного мне альбома проставлен автором красным карандашом. Обложка также украшена цветочным орнаментом, элементы которого использовались в раскраске дымковских игрушек. На ней следующие выходные данные: «Вятская глиняная игрушка. Вып. 1: Куклы нарядные» (М., 1919). Текст на форзаце информирует: «Обложка, текст и контуры печатаны автором в Первых свободных государственных художественных мастерских. Раскраска ручная».
Рисунки размещены на восьми листах, по три на каждом. На последней текстовой странице перечень рисунков: 1 – 9, 11, 12 – няньки с ребятами, 10 – за водой, 13 – 18 –дамы с зонтиком, муфтой, цветком, сумочкой, 19 – 24 – барышни. Альбом содержит изображения женских фигурок, выполненных Мезриной. Далее на той же странице читаем: «Рисунки сделаны с игрушек, находящихся в собрании автора. Раскраска рисунков сделана яичными красками, по возможности, ближе к оригиналу. Выпущено всего 120 нумерованных альбомов ручной раскраски. Ввиду недостатка в бумаге и отсутствия лучшей репродукции – издание сильно сокращено, причём, рисовал, описывал, литографировал и раскрашивал, и составлял обложки, и писал вязью автор лично». Каждая текстовая страница имеет рамку, украшенную геометрическим орнаментом. Текст и рисунки – на плотной матовой бумаге. Автор поместил также в тексте рисунки, характеризующие все этапы процесса изготовления игрушечной куклы и соответствующие объяснения к ним.
А в заключение Деньшин с болью пишет, что жизнь не создаёт условий для развития производства дымковской игрушки. «Но всё-таки есть ещё уверенность в том, что рано или поздно эти живые родники искусства опять забьют на волю, и подобными исследованиями мы их только скорей откроем, и жизнь тогда встанет перед нами “преображённою” через радость и красоту, и в ней откроется новый смысл». Деньшин в это верил и активно продолжал бороться за то, чтобы искусство дымковской игрушки оживало и развивалось. Он зарисовывал новые образцы, а для распространения информации и пропаганды промысла выпустил новый альбом: «Вятские старинные глиняные игрушки: рисунки раскрашены автором ручным способом яичными красками, точно скопированными с игрушек» (Вятка: издание автора, 1926. 7 с.: ил. (3 фот.), 10 табл. рис. 200 экз.). Формат 23 х 30 см.
Обложка зелёного цвета, как и у альбома 1917 года. На ней наклеен раскрашенный автором рисунок – всадник на коне, но не тот, который украшал первый альбом дымковского подвижника. Оформление обложки и титульного листа выдержано в модной тогда конструктивистской манере, что не гармонирует с содержанием издания, состоящего из трёх разделов: «Афонасьевна из Дымкова»: очерк бытовой, посвящённый Мезриной; «Свистопляска»: очерк исторический, кратко характеризующий историю зарождения, развития и угасания искусства дымковской расписной глиняной игрушки, и 10 таблиц с 24 рисунками игрушек. Текст в альбоме уже не рисованный, как в предыдущих, а наборный.
Характеризуя Мезрину, которая продолжала делать глиняные игрушки, продавала их и этим существовала, Деньшин сообщает, что она совершенно неграмотна, не знает «никаких элементарных истин искусства, в то же время легко и непринуждённо создаёт свои замечательные произведения» (С. 3). Отмечая природный дар мастерицы, автор далее пишет: «Простота, краткость, выразительность и яркость – таковы требования детской игрушки, они здесь имеются налицо, отсюда высокая художественная ценность этих игрушек» (Там же). Он сообщает, что при раскраске мастерица использует десять тонов, а способ раскраски представляет собой стройную систему орнамента, в основном – кружки, полоски, точки, овалы. При этом краски не должны быть очень яркими и грубыми, а «сверху накладывается ромбами сусальное золото. Оно оживляет краски и делает игрушки особенно нарядными и пёстрыми».
Представляя в альбоме только игрушки, исполненные Мезриной, автор отмечает, что мастерица – «художник большого таланта, созданный не школой, не системой, а непосредственно самой жизнью». Рисунки тематически сгруппированы, на каждом листе расположены, как и в предыдущем альбоме, по несколько изображений: свистульки, кормилки, барыни, свистульки нарядные, жанровые сценки. На рисунках в этом альбоме отсутствуют пятна сусального золота, и вообще цветовая гамма приглушённая, нет ярких тонов, но много различных мелких узоров в раскраске одежды кормилок. Контуры рисунков литографированы на листах альбома, а затем раскрашены автором в соответствии с образцами оригиналов. Каждый лист с иллюстрациями подписан Деньшиным чёрными чернилами в нижнем правом углу.
Три альбома, посвящённые дымковской игрушке, которые издал вятский подвижник, убедительно поведали миру о замечательном направлении в народном искусстве. Они сохранили для потомков старейшие варианты расписных глиняных игрушек и стали связующим звеном между прошлым и настоящим дымковского искусства, учебником для нескольких поколений мастериц, заинтересовали искусствоведов. Вскоре после выхода третьего альбома Деньшина увидело свет новое издание – «Русская народная игрушка. 1: Вятская лепная глиняная игрушка / рис. А. Деньшина, текст А. Бакушинского; под ред. С. Абрамова» (М.: Моск. художеств. изд-во, 1929. [8] с., XVIл. цв. ил. 5000 экз.).
Яркая цветная обложка и титульный лист работы талантливого художника и графика С.В. Чехонина (1878 – 1936). Альбом содержит 65 наиболее интересных изображений дымковских игрушек, исполненных Деньшиным. Они литографированы в цвете. Тона несколько приглушённые, близки к воспроизведениям в альбоме 1926 года и не дают всё-таки точного представления о подлинной росписи, но убедительно характеризуют впечатляющее разнообразие дымковских игрушек, а текст известного искусствоведа А.В. Бакушинского (1883 – 1939), хорошо знакомого с народными промыслами, стал первым опытом их искусствоведческого изучения.
В результате неутомимой деятельности Деньшина дымковская игрушка стала очень популярна в 1930-х годах. Музеи закупали целые коллекции. Усилиями вятского подвижника в профессию вернулись такие опытные мастерицы как Е.А. Кошкина (1871 – 1953) и Е.И. Пенкина (1882 – 1948). Он вовлёк в изготовление игрушек и свою жену, Косс-Деньшину (1901 – 1979), достигшую в этом искусстве высокого мастерства.
Под его руководством в 1943 году мастерицы получили первую премию на Всесоюзном конкурсе детской игрушки, их работы были представлены на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Несмотря на определённые трудности, которые и в дальнейшем преодолевали мастерицы дымковской игрушки, их искусство живёт, развивается новыми поколениями, сохраняя традиции. Ныне около 30 человек работает в организации «Народный художественный промысел “Дымковская игрушка”», которая входит в состав Союза художников России…
Теперь вернёмся к Деньшину, для которого, как видим, искусство было смыслом жизни. На его долю выпали трудные и трагические для страны годы. Зарабатывал мало и, по словам жены, «умел в своей работе сочетать голод с творчеством». Человек живой, энергичный, он успевал делать много, находясь на различных участках административной работы в области искусства, собирал материалы о местных кустарных промыслах, знал производство более 30 из них, изучал технологию керамики, оформлял спектакли местных театров, писал лирические пейзажи, картины деревенской жизни (в Вятке состоялись две персональные выставки его произведений), неплохо играл на виолончели, сочинял стихи, писал статьи о народных промыслах и их мастерах, занимался фотографией, преподавал в Вятском художественно-промышленном техникуме, читал лекции по искусству на различные темы, был весёлым рассказчиком и всё куда-то спешил, чтобы успеть сделать что-то ещё.
Скончался Алексей Иванович 30 декабря 1948 года в Кирове, похоронен на Старомакарьевском кладбище, где погребены мастерицы дымковской игрушки, творчество которых он поддерживал и пропагандировал. Его творческое наследие ныне в собрании и экспозиции Кировского областного художественного музея имени А.М. и В.М. Васнецовых, у частных владельцев, библиотека и коллекции утрачены…
А с первым альбомом Деньшина я расстался в 1972 году: подарил его Анне Фёдоровне Мосиной, товароведу-продавцу букинистического магазина № 45, который размещался в здании гостиницы «Метрополь». Она работала в отделе искусства, на втором этаже. Благодаря её бескорыстной помощи я приобрёл много интересующих меня редких изданий. Анна Фёдоровна собирала фигурки животных из различных материалов, которые дарили постоянные покупатели, нередко авторы, приобретала соответствующую литературу. Я видел эту коллекцию – несколько сот маленьких разнообразных зверюшек. В её собрании были второй и третий альбомы Деньшина, а первый она не могла приобрести в течение длительного времени. Однажды пригласил Анну Фёдоровну в гости. Пили чай и общались в спокойной обстановке. Во время этого визита и доставил ей «нечаянную радость». А себе дал слово, что когда-нибудь, обязательно напишу о вятском подвижнике и его уникальных альбомах. Вот и выполнил, наконец, свои намерения в год столетнего юбилея первого альбома Деньшина.
Статья Г. Д. Злочевского из Альманаха "На память будущему", 2019 год
https://tonchu.org/shop/istoriya-rossii/almanakh-na-pamyat-buduschemu-2019-g/