Найти тему
КМНСОЮЗ-news

Северный колорит со множеством нюансов

Оглавление
Автор фото: Анастасия Пупкова
Автор фото: Анастасия Пупкова

По оценкам Агентства стратегических инициатив (АСИ), доля креативных индустрий в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляет 4,98%. В этой сфере по всей стране работают более 748 тысяч организаций, причем простор для роста есть. Креативные предприятия, как правило, не требуют жесткой привязки к природным ресурсам, им не нужно особой инфраструктуры. Поэтому развивать их можно в моногородах, отдаленных поселках и даже на стойбищах. Творческие компании могут стать драйверами местных экономик, обеспечить дополнительные рабочие места, наполнить муниципальные бюджеты. Однако в северных регионах креативные индустрии имеют свою специфику и особое значение. Творческие предприятия в районах проживания коренных народов являются знаковыми центрами по сохранению и развитию традиционной культуры. О том, как таким предприятиям встроиться в креативную экономику и не потерять себя, рассказывает «КМНСОЮЗ-NEWS» в рубрике «Объективно о важном».

Творческая доля

Какие индустрии можно отнести к креативным? Вопрос с подвохом, ведь место творчеству есть в любой сфере деятельности, и в документах различных международных организаций встречаются разные определения креативной экономики. Нет единства мнений на этот счет и в России. Алексей Цыкарев, руководитель проекта «Хранители смыслов и знаний: продвижение традиционных ценностей через ремесла и промыслы коренных народов Арктики» («Ассоциация «ЭХО»), предлагает взять за основу утвержденную Правительством России Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов.

– В этом документе можно выделить четыре категории различных креативных индустрий. Так, к индустрии, основанной на использовании историко-культурного наследия, составители отнесли народно-художественные промыслы и ремесла. Вторая категория – отрасли, основанные на искусстве: театр, музыка, кино, анимация. В отдельную категорию выделено производство современного контента, это медиа, блоги, печатная продукция, СМИ. Четвертая категория – прикладные творческие индустрии, к которым можно отнести дизайн, моду, гастрономию. Креативные предприятия, созданные представителями коренных народов, как правило, относятся к одной из этих четырех категорий, – говорит Алексей Цыкарев.

Фото из архива Алексея Цыкарева
Фото из архива Алексея Цыкарева

В регионах ситуация с креативными предприятиями неоднородная. Согласно данным карты креативных индустрий, составленной в 2021 году Агентством стратегических инициатив, лидером является Москва. Вклад творческой индустрии в экономику столицы эксперты оценили в 18,5% от валового регионального продукта (ВРП). Например, в Санкт-Петербурге 12,6% от всех предприятий города можно отнести к креативным, а их вклад в экономику города составляет 12,4%. В Карелии доля креативных предприятий – 9,7%, а вклад в ВРП – 2,2%. В Мурманской области такие предприятия обеспечивают 1,8% ВРП, на них приходится 9,5% от зарегистрированных на территории региона предприятий. В ЯНАО вклад в экономику творческих предприятий составляет 1,7% (на них приходится 7,7% компаний), в ХМАО – 2,1% (общая доля 8,1% компаний).

Похожие тенденции и в других регионах. В Красноярском крае на креативные предприятия приходится 8,2% компаний, вклад в ВРП – 2,7%, на Чукотке каждая десятая компания так или иначе занята в творческой индустрии, их суммарное вложение в валовый региональный продукт – 1,3%.

Нельзя не обратить внимание, что доля креативных предприятий среди всех остальных компаний достаточно высока, а вклад в местные экономики, особенно на фоне Москвы и Петербурга, кажется довольно скромным.

Но здесь нельзя не учитывать, что в регионах Севера существенная доля ВРП приходится на добывающие предприятия. Студии или ремесленные мастерские даже близко не могут с ними конкурировать по размерам доходов. Сверхвысокие показатели Москвы и Петербурга тоже не стоит воспринимать буквально, ведь к креативным индустриям относят и архитектуру, соответственно, каждое строительство жилого дома или нового ТЦ добавляет столицам креативности по документам. И все-таки нельзя не согласиться с тем, что вклад в экономику креативных предприятий мог бы быть больше.

Алексей Цыкарев рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS», что этим вопросом серьезно озаботились в Карелии. В регионе провели исследование и установили, что при определенных мерах поддержки капитализация креативных предприятий региона за десять лет может вырасти в десять раз. Это повлечет за собой рост ВРП и создание новых рабочих мест.

Есть нюансы

В регионах Севера существует своя специфика, которую необходимо учитывать при развитии креативных индустрий.

– Главный принцип креативной экономики, или экономики знаний, един для всех и заключается в том, что добавленную стоимость создают знания и интеллектуальный труд. В случае коренных народов Севера речь идет о традиционных знаниях, смыслах, заложенных в духовных практиках, тесной связи с природой и культурном наследии. Что касается организации процесса, то отличия регионов Севера от центральной России обусловлены в первую очередь климатическим фактором и традиционным образом жизни. Скажем, если мы говорим о ремеслах, то это необходимость подстраивать свою деятельность под цикл природных явлений и сезонов, а также сверяться с календарем традиционных промыслов, – отмечает Алексей Цыкарев.
Фото: Оргкомитет форума Российский Север
Фото: Оргкомитет форума Российский Север

Вопрос этот довольно глубокий и дело не только, например, в сборе сырья для ремесленных производств, но и в оплате коммунальных услуг. В регионах Севера счета за ЖКХ значительно выше, чем в средней полосе, особенно если речь идет об оплате коммунальных услуг бизнесом. Алексей Цыкарев привел в пример ситуацию с Мурманской областью, где из-за полярной ночи и высоких цен на электроэнергию для бизнеса ремесленники зачастую предпочитают работать на дому, а не открывать мастерские в помещениях, которые им предлагают местные власти или коммерческие структуры. И хотя на начальном этапе такой подход позволяет микропредприятию сэкономить, в перспективе работа в домашних условиях становится препятствием для масштабирования бизнеса.

Офис дисциплинирует. Работая на дому, некоторые предприниматели решают не регистрировать юрлицо. Алексей Цыкарев отмечает, что сейчас многие предприниматели работают как самозанятые. С точки зрения закона, это право предпринимателя. Но многие меры поддержки рассчитаны именно на ООО и ИП, то есть самозанятый предприниматель их получить не может, что также становится тормозом для развития.

Стоит отметить, что в России еще с 1999 года действует Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах». Но он затрагивает только художественные промыслы без привязки к региональной специфике.

В 2021 году была принята Концепция развития креативных индустрий в России, рассчитанная до 2030 года. Она предусматривает, что органы власти на местах разработают свои собственные меры поддержки творческих предприятий. В документе не прописано, как именно нужно эту поддержку осуществлять, поэтому каждый регион идет своим путем.

В ХМАО, например, приняли отдельный закон. Он подразумевает, что креативные предприятия, которые ведут деятельность на территории округа и не имеют долгов по налогообложению, могут претендовать на налоговые льготы, микрозаймы, субсидии, гранты, также им помогают в продвижении готовой продукции на мероприятиях, в том числе за пределами округа.

– Поддерживая креативные индустрии, в ХМАО делают ставку на диверсификацию экономики в том числе и для тех территорий, где проживают коренные малочисленные народы. Дело в том, что традиционная экономика не базируется на добыче полезных ископаемых, и, чтобы она была устойчивой, ее надо связать еще с чем-то. Этим вторым столпом могут стать творческие индустрии, – говорит Алексей Цыкарев. – В конечном итоге важны инвестиции в человека с его знаниями и изобретательностью. Когда закончатся нефть и газ, именно экономика знаний станет драйвером развития. Не зря Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов рекомендовал в этом году и государствам, и международным организациям разрабатывать обучающие бизнес-интенсивы и инвестировать в креативные стартапы коренных народов. Среди первых эту инициативу подхватили в Республике Саха (Якутия).

По словам эксперта, сейчас разработка местных законов о креативных индустриях ведется в десяти регионах страны. В ряде субъектов пошли по пути создания стратегий. Такой документ, например, разрабатывают в Карелии. В стратегиях прописываются не только цели и задачи, но и вполне ощутимые экономические меры поддержки, которые предприятия могут получать с помощью уже существующей инфраструктуры для предпринимателей, например, через региональные центры поддержки бизнеса.
Фото: Оргкомитет форума Российский Север
Фото: Оргкомитет форума Российский Север

Все это должно работать в связке с федеральными проектами. Так, по линии Минкультуры России в регионах создаются Школы креативных индустрий для старшеклассников. На занятиях ребят знакомят с местными культурными традициями, рассказывают о народных промыслах, а также знакомят с главными трендами в медиа и дизайне.

Не гранты, а субсидии

Дискуссии о будущем креативных индустрий звучат на крупных форумах и конференциях. Например, в этом году на ВЭФ креативным индустриям отдали целую секцию. Что думают об этих дискуссиях сами предприниматели?

Об этом «КМНСОЮЗ-NEWS» спросил Аксинью Поротову, основателя и директора мастерской по пошиву национальной одежды «Мукустур» в Дудинке. Аксинью Поротову на Таймыре знают во всех фольклорных коллективах, музеях, поселках, где живут представители коренных малочисленных народов.

Фото из архива Аксиньи Поротовой
Фото из архива Аксиньи Поротовой

Наша собеседница призналась: в том, что ремесло является креативной индустрией, она никогда не сомневалась, но дискуссии о будущем творческих отраслей пока проходят мимо нее.

– Я не могу сказать, чтобы за последние годы в моей деятельности как-то что-то изменилось. У нас в Красноярском крае уже около десяти лет работает программа по поддержке ремесленников. Я один из постоянных участников этой программы. В ее рамках мы получаем возмещение затрат на покупку материала и оборудования. Например, я купила камус, машинки или ткани, мне спустя какое-то время часть суммы возвращается. Ничего нового и отдельного, наверное, нам даже и не надо, а вот если бы эту программу расширили, то было бы здорово, – говорит Аксинья Поротова.

Предпринимательница отметила, что считает схему возмещения затрат более эффективной, чем грантовую поддержку, которая сейчас довольно популярна.

– Дело в том, что, когда предприниматель подает заявку на грант, он о чем-то мечтает, планирует, что вот, были бы деньги, я бы купил себе такое-то оборудование. Но иногда это просто мечты, не часть бизнес-плана. А бывают и вовсе гранты какие-то узкоспециализированные, когда человек подает заявку просто «чтобы было». В случае же с возмещением приобретается именно то, что нужно предпринимателю, то, чем он будет пользоваться в своей работе постоянно, – считает Аксинья Поротова.

Пазл из мер поддержки

Лилия Тайбарей, председатель семейно-родовой общины ненцев «Лимбя» (Орел) из поселка Красное Ненецкого автономного округа, возглавляет небольшое предприятие по пошиву национальной одежды и предметов быта. В ее мастерской делают пимы, шьют малицы, изготавливают чумы.

Фото из архива Лилии Тайбарей
Фото из архива Лилии Тайбарей

Наша собеседница признается: когда предприятие только появилось, в регионе к нему относились снисходительно. Чтобы войти в какой-нибудь совет по предпринимательству или попасть на окружную выставку, Лилии приходилось предпринимать титанические усилия. Но года четыре назад ситуация стала меняться. Тайбарей связывает это с открытием Центра развития бизнеса в НАО.

– В регион стали приезжать туристы, все увидели, что туризм и народные промыслы взаимовыгодны. Центр развития бизнеса стал предлагать различные интересные проекты, мы начали выезжать на выставки в Архангельск, Москву, Санкт-Петербург. Это было очень здорово, дело даже не только в каких-то материальных нюансах – когда чувствуешь, что тебя поддерживают, когда спрашивают, чем помочь, подсказывают, как-то и работа лучше идет, – говорит Лилия.

Тайбарей не скрывает: пошив национальной одежды – не особо маржинальный бизнес. Поэтому, чтобы быть на плаву, предпринимательнице приходится проявлять креатив не только при разработке выкроек или в дизайне. Например, долгие годы Лилия Тайбарей добивалась минимальной арендной платы за помещение. И добилась. Мастерская имеет статус социального предприятия, что тоже позволяет получать определенные льготы. В общей сложности Лилия платит 1 процент налогов, что, конечно, является очень существенной поддержкой. Кроме того, на предприятии активно пользуются схемой возмещения затрат на оборудование и материалы.

Главная техническая сложность, по словам Лилии, это поставки. Долгое время в регионе был всего один поставщик выделанных шкур. Для некоторых видов работ качество не подходило, но у предпринимательницы не было вариантов, приходилось брать, что есть.

Сейчас в НАО открывается новое предприятие такого профиля, Тайбарей возлагает на него большие надежды.

Дело в сбыте

Один из тонких вопросов: а кто является потребителем продукции креативных индустрий? В случае с пошивом национальной одежды якорные покупатели – это жители региона. В районах Крайнего Севера ничего теплее национальной одежды нет, поэтому зимой все носят пимы. Да и на малицы спрос стабильный: их берут все, кто ездит в тундру на снегоходах. Примечательно, что малицы оказываются востребованы даже за пределами России. Например, Лилия Тайбарей поставляет свою продукцию в Казахстан. Оказалось, что от сильных степных ветров зимой ненецкие малицы защищают идеально.

Самая большая мечта нашей героини – подиум. В 2019 году в рамках реализации нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства в НАО Лилия Тайбарей смогла создать капсульную коллекцию одежды и поучаствовала в Неделе моды в Москве. Критики восприняли дебют позитивно. Предпринимательница признается: она хотела бы создать коллаборацию с каким-нибудь дизайнерским брендом.

Фото из архива Лилии Тайбарей
Фото из архива Лилии Тайбарей

Стоит отметить, что Лилия сама стала дизайнером в своей первой коллекции. Наша героиня не ограничилась перенесением национальных орнаментов на современные вещи, она постаралась представить оригинальные выкройки и формы.

Предпринимательница отмечает: в национальной одежде есть что осмыслять – от особенностей кроя или применения нестандартных материалов до обращения к элементам мифологии. Именно в поиске новых образов и смыслов, которые позволили бы рассказать о национальных особенностях что-то новое, она видит главную задачу креативной индустрии.