7 декабря учащиеся 11-х классов напишут итоговое сочинение, успешная сдача которого предоставляет школьникам возможность сдать ЕГЭ. В этом году произошли изменения в формировании комплектов тем: теперь Федеральный институт педагогических измерений не будет разрабатывать новые направления. Школьники будут писать сочинения по темам прошлых лет.
Разберёмся с изменениями вместе с Евгенией Потаповой – выпускницей филологического факультета УрФУ, стипендиатом имени Солженицына и преподавателем русского языка и литературы в образовательном центре «Континуум».
— Какие изменения произошли в структуре итогового сочинения в этом году?
— От многих учеников и родителей было множество вопросов о том, что всё изменилось, ничего не понятно. На самом деле, самое ключевое изменение именно в плане формулировок, которые будоражат сейчас умы школьников, родителей и учителей – это формулировка, которая касается самого банка тем. Как уже известно, ранее этот банк тем был открытым, можно было его посмотреть и проштудировать эти темы. Сейчас формально банк является закрытым, потому что новые темы, новые направления не разрабатываются. Любой комплект итогового сочинения сейчас – это шесть тем, которые выбраны из тем прошлых лет, предлагаемых ученикам ранее. Честно говоря, мне кажется, что эти изменения не должны вызывать панику, поскольку раньше у нас было, условно говоря, пять тематических направлений по каждой теме. По каждой теме была одна формулировка, и перед учащимся было пять таких тем, он выбирал одну и по ней всё раскрывал. И, как показывает практика, ребёнок готовится к одной или к двум темам и только их разрабатывает, чтобы ему было проще. Сейчас система немножко поменялась. Сейчас у нас есть три масштабных тематических блока, которые, на самом деле, очень широкие по своей специфике.
Первый блок – это «духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Как вы понимаете, формулировка очень размыта, но это не должно вызывать трудностей, потому что такие формулировки – это возможность повернуть сочинение в свою сторону и в свою пользу. Второй блок – это «семья, общество, Отечество в жизни человека». Тоже очень удобная тема, которую можно по-разному раскрыть. Третий блок – это «природа и культура в жизни человека», тема, как мне кажется, более интересная и в то же время более сложная.
В эти тематические блоки входит огромное количество тем. На итоговом сочинении в комплекте учащемуся даётся шесть формулировок тем: по две темы на каждое направление. В итоге у него получается целых шесть тем, из которых он может одну выбрать и раскрыть. То есть, если в прошлом году тем было пять, и они все были разные, то сейчас тем, во-первых, стало на одну больше, а, во-вторых, они между собой очень тесно перекликаются. И у учащегося есть возможность для лавирования. Если он, например, начал писать одну тему, но она у него не пошла, то он то же самое литературное произведение может, условно говоря, подогнать под другую тему и остаться в плюсе. Это ключевые изменения, которые произошли, поскольку ни в объёме, ни в основных требованиях изменений нет.
— То есть эти изменения сделаны с целью помочь одиннадцатиклассникам успешно написать итоговое сочинение?
— На самом деле, да. Вообще, можно зайти в интернете в любой паблик каких-нибудь репетиторов и увидеть гневные замечания на тему того, что это всё профанация и прочее. Но итоговое сочинение и в этом формате, и в формате прошлых лет может научить ученика критически мыслить, если он хотя бы немножко к этому роду занятий готовится и к итоговому сочинению старается себя подогнать в плане литературного бэкграунда, каких-то основных произведений. Я своим ученикам выдаю список «малышей», как я их называю. Это маленькие произведения, которые занимают примерно полстранички, по каждому тематическому направлению. И ученики, читая их, фактически готовят себя к успешной сдаче итогового сочинения. Самое важное в плане итогового сочинения и критического мышления – это умение повернуть анализ произведения в свою сторону в заданной теме. И, как показывает практика, это у детей получается.
— Если выпускник не любит читать, он может сдать итоговое сочинение, зная только краткие содержания произведений?
— Как бы грустно это ни звучало, да, может, если он не допускает фактических ошибок. Не все краткие содержания отличаются хорошим качеством. И если выпускник читает краткое содержание, то он должен понимать, что те люди, которые написали краткое содержание, возможно, сами не очень хорошо текст понимают, и из-за этого у него может что-то спутаться в голове. Этот момент нужно учитывать. Вообще, краткие содержания очень полезны при закреплении всего пройденного материала. Например, вы читали всё в полном объёме, но у вас остался буквально день до итогового сочинения, и вы знаете, что вы всё это читали, вы примерно помните круг тем и проблем, который в произведениях поднимается, а потом можно освежить свои знания по кратким содержаниям, понимая, что они не противоречат самому тексту.
— Какие можете выделить часто встречающиеся ошибки у школьников?
— Я думаю, не очень интересно говорить про «жи/ши» пиши с буквой «и» и про запятые при причастных оборотах. Любая письменная работа и в литературе, и в русском языке предполагает критерий, связанный с логикой. Как показывает практика, именно в содержательном аспекте школьник может хорошо анализировать произведение, он может знать его до мельчайших подробностей, может вспомнить какой-нибудь небанальный аргумент, но он может логически не соотнести тему, которая ему предложена, с материалом, который он раскрывает. То есть он пытается привязать материал к заданной теме, но у него это не получается. Сам аргумент может быть хорошим, но про другое. Например, у нас спрашивают про семейные ценности, а в аргументе экзаменатор читает про неразделенную любовь. Именно логические ошибки, к сожалению, почему-то сейчас очень распространены. Если говорить про грамотность, то почему-то у школьников и в девятом, и в десятом, и в одиннадцатом классах возникают трудности с причастными и деепричастными оборотами. И с этим связано большинство пунктуационных ошибок.
— Может быть, это связано с тем, что в школе что-то упускают или темы проходят слишком быстро?
— Не мне критиковать учебные планы в школах. Это отдельный разговор, на который одного интервью здесь не хватит. Вообще, не каждый ребёнок обладает усидчивостью и желанием самому понять правило, а пока ты сам не сядешь и не разберёшься, то ничего не будет. И обвинять школу в этом плане, мне кажется, некорректно. Тем более, когда в классе 30 человек, невозможно каждого из них спросить за один урок, чем отличается причастный оборот от деепричастного, это просто физически невозможно. Поэтому тут только личное желание, как и в любом деле.
— Кроме знания произведений, что ещё необходимо для успешной сдачи итогового сочинения?
— Я бы обратила внимание на речевое оформление текста, потому что с этим есть трудности. За счёт этого ребята не получают максимум баллов за сочинение. Сейчас в интернете распространено очень много клише, например, как начать вступление, как начать аргументацию, какую связку лучше между ними использовать. И школьники это заучивают, а потом ничего другого сами придумать не могут. В русском языке есть отдельный критерий за точность и выразительность речи, и если мы постоянно будем повторять одни и те же грамматические конструкции, то создастся впечатление, что мы иностранцы, которые хотят написать экзамен на высокий балл. А у нас цели немного другие. То есть для получения хорошего балла, я думаю, прежде всего нужно уделять внимание речи, поскольку она становится своеобразным «козырем» и преимуществом во многих случаях.
— Когда следует начинать готовиться к итоговому сочинению, чтобы получить высокие баллы?
— Если у выпускника есть уроки по литературе, в рамках школьного курса, то ему и их будет достаточно. Я бы не сказала, что должна быть системная подготовка, как к ЕГЭ, например. Достаточно написать пять-шесть сочинений, по возможности стараться их разбить на разные тематические направления. Написать два сочинения по первому тематическому блоку, два – по второму блоку и два – по третьему. Я бы тут отталкивалась, прежде всего, от уровня подготовки ученика. То есть, если мы говорим о школьнике, у которого нет литературного бэкграунда, который не читает, то ему нужно целенаправленно сесть и составить себе чек–лист: сегодня я читаю этот рассказ и анализирую его, завтра следующий и т.д. А если у выпускника уже есть какие-то познания в литературе, то этого вполне хватит, ему нужно просто подготовиться к формату. Я думаю, что примерно двух недель ему будет достаточно.
— Какие бы вы дали советы одиннадцатиклассникам, которым уже завтра предстоит написать итоговое сочинение?
— Я бы посоветовала, действительно, сделать что-то вроде чек–листа. В интернете есть множество классных подборок от репетиторов и преподавателей в плане произведений, которые можно прочитать. Конечно, всем говорят читать «Капитанскую дочку», но на этом русская литература не заканчивается. Также можно проконсультироваться со своим преподавателем по литературе и русскому языку. Ещё советую каждый день читать по маленькому произведению и, по возможности, стараться прокручивать в голове анализ текста.
Даша Комарова