Екатеринбургский писатель и журналист Дмитрий Карасюк презентовал книгу, посвящённую истории советской битломании.
На создание летописи «Как мы любили Битлз. История битломании в СССР» ушло около 3,5 лет, серьёзная часть этого времени – на общение с героями. Почти две сотни только тех, кто пообщался с автором лично. А есть ещё архивные документы, свидетельства очевидцев в разных источниках – масштабом книга действительно тянет на летопись. Поговорили с Дмитрием Карасюком – о битломании, конечно.
- Вас самого битломания не обошла стороной?
- Для меня история «Битлов» осознанно началась в школьные годы, когда я обнаружил в семейной фонотеке миньоны «Мелодии». На каждом по 3-4 песни, названия были переведены странным образом, не всегда подписано, что это «Битлз», иногда просто стояло: «Вокально-инструментальный ансамбль (Англия)». Мне музыка очень понравилась.
В 1985 году в Свердловск из Тбилиси приехала группа «Блиц», они выступали в костюмах а-ля «Битлз», пели битловские песни. В Доме офицеров, где проходил концерт, на двери я увидел объявление: те, кто любит «Битлз», приглашаются в ДК МЖК на встречу.
Я приехал и оказался на организационном собрании Уральского клуба любителей музыки «Битлз», сейчас он называется Уральский Битлз-клуб. Потом было первое заседание клуба на базе «Чайфа» в ДК Горького, там была представлена обложка первого номера самиздатовского журнала «Эплоко». Это название придумал я, журнал выходит до сих пор и является старейшим фанзином на территории бывшего СССР. А мой репортаж о том самом историческом концерте группы «Блиц» вошёл в первый номер «Эплока».
В клубе слушали музыку, смотрели фильмы «Битлз»?
- На одну из встреч кто-то принёс видеомагнитофон. Большинство из нас его увидели первый раз в жизни. Поставили фильм «A Hard Day’s Night» на немецком языке, кто-то пытался переводить, но это было не важно, там же очень мало разговоров. У многих был культурный шок, потому что такого объёма живых битлов никто из нас раньше не видел. По советскому телевидению тогда мелькали только какие-то небольшие кусочки, чаще всего одни и те же.
Следующим мероприятием клуба должно было стать отмечание 45-летия Джона Леннона в ДК МЖК. К празднику архитекторы сделали огромный постер-коллаж, где все присутствующие расписались, там была знаменитая фраза «Леннон и теперь живее всех живых». Этот коллаж забыли на столе, а на следующий день в ДК проходило районное комсомольское мероприятие. Члены президиума увидели газету, после чего история Битлз-клуба временно прервалась. Возродился он в 90-е, но через полгода появился Свердловский рок-клуб, и туда переместилась большая часть участников.
Потом я продолжал любить «Битлз», но в 90-е на нас обрушилось много разной музыки. Сейчас не могу сказать, что я являюсь битломаном, но отношусь к ним с глубоким уважением.
Почему именно «Битлз»?
- Никто всерьёз историей советской битломании не занимался. Мне хотелось исследовать это явление и написать о нём как можно подробнее.
По вашим ощущениям, какой самый битломанский город? Питер? Свердловск?
В книге четыре главы полностью питерские. Свердловских историй тоже много, но целиком главы про Свердловск нет, потому что не было такого явления, которое целиком бы замкнулось на Урале. Но нам тоже есть, чем гордиться. Приоритет в издании журнала, до сих пор единственный в России памятник квартету. Трудно сказать, какой более битломанский город. Наверное, в силу закрытости Свердловска, музыка сюда проникала с чуть большим скрипом. Ленинграду в этом плане больше повезло – за счёт близости к Европе и большого количества туристов.
Есть Самара – очень продвинутый в плане битломании город. Есть Челябинск, который чуть не назвал улицу в честь Леннона. В книге собраны истории от Калининграда до Владивостока, от Ташкента до Архангельска, почти из всех бывших союзных республик, по крайней мере, 12 из 15 точно есть.
Для меня, свердловчанина, который именно здесь впервые столкнулся с музыкой «Битлз», конечно, наш город вполне себе битломанский. А человек, выросший в Питере, наверняка скажет: да у нас всё было круче. Но ведь и Москва скажет точно так же.
Материал Валерии Костюник / Культура-Урала.РФ.