Найти в Дзене
Понятная психология.

Вся ваша психология – сказки.

Человека создали истории. И как создали сотни тысяч лет назад, так создают и сейчас. Мало было одной мудрой обезьяне взять в руки палку-копалку и начать безудержно копать всё вокруг. После чего у неё мол резко выпрямлялась спина, оттопыривался большой палец и светлел от разума взгляд. Обезьяна стала человеком, когда показала подруге пантомиму «прогрессивные обезьяны копают палками». Первые истории были простыми как детские сказки: «3 способа разбить кокос камнем», «как без труда выловить рыбу острогой», «как поймать крысу в домашних условиях». Последний запрос всё ещё в топе Яндекса если начать набирать «как поймать»… Почему я называю такую передачу опыта «историями»? У такого обучения есть главный герой – умный, опытный и красивый учитель. Есть сюжет – например, учитель идёт на охоту и встречает саблезубого оленя и, конечно, побеждает его. Ученики после этого должны ответить на извечный вопрос: «что хотел сказать автор»? Вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение. Без тру

Человека создали истории. И как создали сотни тысяч лет назад, так создают и сейчас.

Мало было одной мудрой обезьяне взять в руки палку-копалку и начать безудержно копать всё вокруг. После чего у неё мол резко выпрямлялась спина, оттопыривался большой палец и светлел от разума взгляд. Обезьяна стала человеком, когда показала подруге пантомиму «прогрессивные обезьяны копают палками».

Первые истории были простыми как детские сказки: «3 способа разбить кокос камнем», «как без труда выловить рыбу острогой», «как поймать крысу в домашних условиях». Последний запрос всё ещё в топе Яндекса если начать набирать «как поймать»…

Как поймать... 2022 год.
Как поймать... 2022 год.

Почему я называю такую передачу опыта «историями»? У такого обучения есть главный герой – умный, опытный и красивый учитель. Есть сюжет – например, учитель идёт на охоту и встречает саблезубого оленя и, конечно, побеждает его. Ученики после этого должны ответить на извечный вопрос: «что хотел сказать автор»?

Вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение. Без труда можно представить любое древнее обучение в таком формате. А если рядом есть подходящий кусок скалы, то история становится иллюстрированной.

Иллюстрированная история
Иллюстрированная история

Сотни тысяч лет истории мало менялись, хотя и дополнялись новыми подробностями. В новых версиях кокос разбивали «камнем, привязанным к палке». Новый сюжет становился бестселлером. Все, кто не успевал вовремя с ним ознакомится, платили своими жизнями или комфортом жизни и учили сюжет вроде «как выкапывать клюкву из-под снега».

Сейчас общее место – мозг человека не приспособлен к жизни в современном мире. Что бОльшая, «животная» его часть приспособлена к жизни в степи или джунглях. Проблема в том, что и наиболее современная часть мозга училась жить в строго заданных рамках с единственно возможным сюжетом.

С отмены крепостного права в России (или рабства в США) прошло чуть больше 150 лет. До этого момента единицы могли что-то менять в своих историях. Родился крестьянином – возделывай землю. Родился в императорской семье – правь, даже если совсем не подходишь на эту роль.

Были исключения. Но их было так мало, что они становились всеобщими историями. Например, про кавалерист-девицу Дурову , которая «так хотела служить в Императорской армии 1812 года», что переоделась в мужское платье и пошла на фронт. Император Александр I наградил её Георгиевским крестом. Сейчас же непонятно, толи это подвиг ради отечества, толи нарушение статьи УК РФ. Впрочем, подавляющее большинство историй того времени – рассказы про Муму Тургенева. Немое подчинение в основе истории.

Сотни тысяч лет большинство даже думать не смело, чтобы менять генеральную линию своих историй. Иногда и сейчас «единственно возможная» история жизни «успешного» человека – школа на «хорошо» и «отлично», институт, диплом, большой завод, карьера. Слышали такие счастливые сказки?

Совсем не хочу сказать, что сюжет историй обязательно угнетает человеческую свободу и ведёт к жалкому существованию. Хочу сказать, что вся психика человека – результат интериоризации услышанных и прочитанных историй.

Психолог Л.С. Выготский писал:

Все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального.

Психика – результат впитанных историй. Такая позиция даёт много возможностей для интерпретации поведения человека. Раскрывает многие нюансы и тонкости. Но их затрону в другой статье.

Что думаете? Задела эта статья какую-то Вашу внутреннюю историю? Есть отклик? Негативный или позитивный? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.