(Память 7 декабря по новому стилю)
Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее названы церкви и монастыри. Ей молятся о помощи в учебе, преумножении знаний. Традиционно она является покровительницей учащегося юношества. Это богопрославленное имя носят многие женщины по всему миру. С греческого языка Екатерина переводится как "всегда чистая".
Конкретных исторических фактов о жизни святой Екатерины, также как и о жизни подавляющего большинства мучеников первых веков христианства, известно немного. Жития святых составлялись спустя не одно столетие на основании так называемых житий-мартириев («мученичеств»), которые писались далеко не по горячим следам. Этот жанр церковной литературы сложился в Византийской империи и сочетал в себе агиографию и беллетристику. Авторы житий-мартириев придерживались определенной сюжетной схемы и главное внимание уделяли мученическому подвигу святых. Поэтому хронология и исторические реалии уходили, как правило, на второй план.
Основными источниками жизнеописания святой Екатерины являются два «мученичества». Одно из них принадлежит некому Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, другое - церковному писателю Симеону Метафрасту. Имеются также три анонимных жития-мартирия и «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самые ранние жизнеописания были составлены в VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, которые были использованы святителем Димитрием Ростовским для составления ее жития на церковно-славянском языке.
Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Уже к восемнадцати годам она в совершенстве изучила творения всех знаменитых языческих писателей, стихотворцев и философов: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. Екатерина не только хорошо знала сочинения мудрецов древности, но она изучала также труды и знаменитейших врачей того времени, таких, как Асклепий, Гиппократ и Галин. Кроме того, она знала несколько языков и наречий, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные женихи желали сыскать расположение такой всесторонне образованной красавицы-девицы, предлагали ей руку и сердце. С этой целью они часто наведывались к ее матери, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих императором Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, но она твердо решила сохранить на всю жизнь чистоту девства. Когда же родные Екатерины начали усиленно уговаривать ее вступить в брак, она сказала им: «Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который был бы равен мне и по знатности рода, и по богатству, и по красоте, и по мудрости. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой».
Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещая, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.
В ближайшую ночь Екатерине увидела в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.
Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к его ногам и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет наполнил ее душу великой радостью.
Когда Екатерина возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божественный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась, стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.
В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (305-313 гг.), соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и просила известить царя, что хочет сказать ему весьма нужное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, и безбоязненно сказала: «Пойми, царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами тленных и бездушных идолов и служите им. Великий стыд - быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Познай Единого Истинного Бога, безначального и бесконечного. Им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и принял на Себя человеческую плоть ради нашего спасения…».
От услышанных слов царь воспламенился гневом и долго хранил молчание. Затем сказал, что послушает Екатерину после совершения жертвоприношения.
По окончании языческого торжества царь повелел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. Для этого он призвал пятьдесят мудрецов философов, искусных в слове и обладавших обширными знаниями. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами легко их разрушала. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины. По приказу нечестивого царя они были живыми брошены в огонь. Перед казнью они просили святую помолиться за них Истинному Богу и простить их согрешения и заблуждения. Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной. Тогда царь приказал предать святую различным мучениям. Затем приказал заключить Екатерину в темницу и не давать ей ни пищи, ни пития.
Вскоре Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру.
Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной и стал грозить ей пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее ужасной казни. Но едва только слуги царя приступили к святой, как невидимая сила сокрушила зловещее орудие пыток, а Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательств своей жены и повелел тут же умертвить ее.
Затем были умерщвлены уверовавшие во Христа двести воинов и царский воевода Порфирий.
На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая все блага мира. Но святая и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь, наконец, велел предать ее смерти. Когда воин отсек честную главу Екатерины, из раны вместо крови истекло молоко.
Пострадала великомученица за Христа между 305 и 313 гг.
После казни тело святой чудесным образом исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, носящей теперь её имя. Спустя более 200 лет, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору и нашли там останки святой Екатерины. Их опознали по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом. После обретения мощей их благоговейно перенесли в главную монастырскую церковь, а монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.
Мощи святой были обретены не полностью, а только ее честная глава и левая рука.
В алтаре базилики Преображения, в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами (глава и десница). Для дальнего паломника мощи святой открываются в любое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники. В память о поклонении мощам монахи дарят кольцо со словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.
В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины серебряную раку.
Память великомученицы отмечается 7 декабря по новому стилю.
Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!