Найти в Дзене
Фильмы о моде

Стильные костюмы из фильма «Клетка» с Дженнифер Лопес.

Грань между сказкой и кошмаром часто бывает тонкой, особенно если вспомнить рассказы, написанные Гансом Христианом Андерсеном и братьями Гримм.  В 2012 году фильм “Белоснежка: Месть гномов” ( в оригинале «Mirror Mirror») режиссера Тарсема Сингха поднял историю Белоснежки на новую визуальную высоту, отчасти благодаря его сотрудничеству с японским художником по костюмам Эйко Исиока. Сингх работал с Исиока над каждым из его фильмов до 2017 года (когда она ушла из жизни), включая его режиссерский дебют в 2000 году «Клетка». Превращая визуальный пейзаж мечты в ужасающее испытание, фильм «Клетка» представляет Дженнифер Лопес в роли детского психолога Кэтрин Дин.  Экспериментальная технология, известная как «Система нейрологической картографии и синаптической передачи», позволяет ее сознанию проникать в сознание находящегося в коме субъекта.  Первым, кто испытал на себе эту технологию был мальчик-пациент главной героини, но вскоре с ней связываются из ФБР с опасным запросом, который переносит
Дженнифер Лопес в фильме Клетка, 2000 г.
Дженнифер Лопес в фильме Клетка, 2000 г.

Грань между сказкой и кошмаром часто бывает тонкой, особенно если вспомнить рассказы, написанные Гансом Христианом Андерсеном и братьями Гримм.  В 2012 году фильм “Белоснежка: Месть гномов” ( в оригинале «Mirror Mirror») режиссера Тарсема Сингха поднял историю Белоснежки на новую визуальную высоту, отчасти благодаря его сотрудничеству с японским художником по костюмам Эйко Исиока. Сингх работал с Исиока над каждым из его фильмов до 2017 года (когда она ушла из жизни), включая его режиссерский дебют в 2000 году «Клетка».

Превращая визуальный пейзаж мечты в ужасающее испытание, фильм «Клетка» представляет Дженнифер Лопес в роли детского психолога Кэтрин Дин.  Экспериментальная технология, известная как «Система нейрологической картографии и синаптической передачи», позволяет ее сознанию проникать в сознание находящегося в коме субъекта.  Первым, кто испытал на себе эту технологию был мальчик-пациент главной героини, но вскоре с ней связываются из ФБР с опасным запросом, который переносит эстетику «зазеркалья» в ужасающее место - в разум серийного убийцы.

Карл Рудольф Старгер (Винсент Д'Онофрио) использует особенно мучительный метод расправы над своими жертвами, прежде чем превратить их в живых кукол.  Здесь задействован фактор нехватки времени, поскольку он держит их живыми в герметичном контейнере, прежде чем наполнить его водой. Крайне неврологическое состояние оставляет Карла без шансов на выздоровление, но он только что похитил ещё одну женщину, и ФБР понятия не имеет, где ее держат.  Они соревнуются со временем, поэтому обращаются к необычному методу психолога.  Кэтрин поручено проникнуть в разум Карла, чтобы найти ответ, пока не стало слишком поздно, но есть большая разница между разумом ребенка и разумом извращенного серийного убийцы.

В 1992 году Исиока получила «Оскар» за яркую работу над «Дракулой» Брэма Стокера.  Когда фильм был выпущен, режиссер Фрэнсис Форд Коппола объяснил, насколько сильна ее работа.  «Когда снимаешь фильм, ты никогда не получаешь именно то, что хочешь, ты получаешь проценты от основной идеи. За исключением Эйко. Она получила то, что хотела на 100%».  Глубокий яркий оттенок красного, который носил Гэри Олдман в роли Дракулы, является фирменным цветом, который повторяется в ее работах.  «Клетка» ничем не отличается, и малиновый мотив повторяется на протяжении всего фильма, начиная с самого глубокого оттенка «мускулистого» резинового костюма, который носят участники этого психологического процесса (и он напоминает доспехи, которые носил Олдман в «Дракуле» Брэма Стокера). В каждом случае красный костюм означает что-то свое: жертву, воина, святого или человека-игрушку.  В сознании серийного убийцы одежда будет отражать это. 

Когда фильм был выпущен в 2000 году, визуальные эффекты «Клетки» вызвали как восхищение, так и критику. Вернувшись к фильму почти 20 лет спустя,  постановка и дизайн костюмов по-прежнему остаются самыми яркими аспектами фильма.  Лопес показывает хорошую актёрскую работу, балансируя между различными уровнями сложности в этой сфере своего таланта. Ее музыкальная карьера является хорошей подготовкой к различным характеристикам, которые требует от нее каждый костюм.  Между тем, опыт Сингха в режиссуре музыкальных видео привел к множеству сравнений с этой частью его карьеры в обзорах на фильм, когда он впервые вышел в свет два десятка лет назад.

Фильм Клетка (2000), режиссер Тарсем Сингх.
Фильм Клетка (2000), режиссер Тарсем Сингх.

Широта пустыни обеспечивает драматический фон вступительной сцены — да, этот момент мог бы быть из музыкального клипа, рассказывающего сказку наоборот. Это белое платье с высоким воротником и перьями, первое из многих смелых костюмов, которые носила Лопес в «Клетке», подходит для принцессы, выходящей замуж в конце фильма, но этот момент оказывается только началом ее испытаний. В сознании ребенка она героиня, одетая во все белое. Позже ее работа повлияла на ее собственные мечты, ее образ другой, но такой же драматичный и свадебный.

Исследование разума серийного убийцы показывали разными способами, вспомним легендарного персонажа Ганнибала Лектора, сочетающего искусство и ужас. В конце 90-х и начале 00-х было много психологических триллеров о серийных убийцах разного качества, в том числе «Se7en», «Собиратель костей» и «А вот и паук».  Многие из этих фильмов исследуют психику убийцы, но только «Клетка» проникает в его настоящий разум. 

Диорамы с человеческими куклами, намек на работы с животными Дэмиена Херста в экспозициях с формальдегидом и искаженная религиозная иконография вдохновляют как постановку, так и дизайн костюмов.  Работа Исиоки над «Клеткой» представляет собой смесь декоративного с элементом тьмы, которая наполняет барокко садистическими деталями и китчем. Один из ярких тому примеров -  известный снимок Лопес, сидящей на кровати в черном платье.  В какой-то момент во время этой сцены она напоминает темного ангела. Обсуждая этот костюм, Исиока указала на различные аспекты, в том числе на то, насколько он неудобен в реальной жизни. «Она по сути становится игрушкой. Так что она должна была выглядеть чувственно и неудобно одновременно. Я дала ей прозрачное платье, большой черно-красный парик и причудливый жесткий воротник из пластика. Дженнифер спросила меня, могу ли я сделать ошейник поудобнее, и я сказал: «Нет, тебя должны пытать».  Смешение старых и новых материалов придает этому пейзажу потустороннюю атмосферу.  Это не должно выглядеть как место, где мы были раньше, этот кошмарный пейзаж должен быть чуждым и тревожным.

В своей обычной одежде образ Кэтрин во многом соответствует тому времени — узорчатые майки, капри, юбки миди с узором и практичные блузки. Но когда она носит одежду, определяемую более экстремальной стороной Карла, проявляются садистические нотки. Одно из оправданных критических замечаний по поводу фильма заключается в том, что он дает Карлу сочувственную предысторию (его отец был абьюзером), тем самым предлагая оправдание его ужасным действиям.

Фильм Клетка (2000), режиссер Тарсем Сингх.
Фильм Клетка (2000), режиссер Тарсем Сингх.

Мотив важен, но жертвы в этом фильме — не более чем реквизит, что является слишком распространенной проблемой для такого повествования.  Детская версия Карла появляется перед Кэтрин, вызывая ее сочувствие.  Когда она появляется перед ребенком-пациентом, она одета в обычную одежду, но прежде чем она доберется до юного Карла, она одета в красное платье, напоминающее развевающееся белое платье, в котором она появлялась в начале фильма.

В кульминационном противостоянии (которое происходит в ее сознании) религиозная иконография является явной, когда Кэтрин принимает форму Девы Марии. 

Чтобы победить в этой битве, требуется больше, чем свет и доброжелательность, и именно здесь появляется одетая в темно-красное Кэтрин, готовая раз и навсегда разрушить темные образы Карла.

Винсент Д’Онофрио преуспел в «Сорвиголове» в роли невероятного Уилсона Фиска, и он дает захватывающее представление в «Клетке». Он король этого королевства, и его костюмы подчеркивают этот титул.  С каждым творением Исиоки для героя Д'Онофрио, он словно ступает на оперную сцену пыток и травм.

Несмотря на все недостатки «Клетки», костюмы Эйко Исиоки не являются одними из них, и каждый новый пронизанный кошмарами спектакль представляет собой костюм, от которого невозможно отвести взгляд.