Хотели подать документы на аккредитацию по правилам приказа №1081? Не получится. Потому что Минздрав отменяет его действие с нового года, а не с 1 марта 2023 года, как предполагалось. Вместо него будет действовать новый приказ №709н, который обновил правила аккредитации.
Что изменилось и как теперь подавать документы – читайте в нашей статье.
Минздрав отменил действие приказа №1081н раньше времени
Министерство здравоохранения РФ продолжает менять правила аккредитации медработников. Так, 1 января 2023 года вступит в силу приказ №709н, который заменит собой предыдущие требования.
Это значит, что пройти аккредитацию по уже привычным правилам, утвержденным приказом №1081н, не получится из-за изменения многих пунктов.
Как мы уже разбирали, новое положение об аккредитации направлено упростить процедуру подачи документов в федеральный аккредитационный центр, а также закрепить требования к специалистам с иностранным образованием.
Напомним, что этапы медицинской аккредитации остались прежними:
- первичная;
- первичная специализированная;
- периодическая.
Наши специалисты успели найти некоторые несостыковки – например, с аккредитацией немедиков. А значит, есть вероятность в скором времени ожидать новых правок.
А пока разберемся в изменениях подробнее.
Внимание! Новые правила аккредитации медиков будут действовать на протяжении 6 лет – с 1 января 2023 года до января 2029 года.
Как изменятся правила аккредитации врачей и медсестер с 2023 года
Обучение в 144 часа и НМО
Главное остается неизменным – баллы НМО по-прежнему необязательны.
Поэтому для прохождения аккредитации медикам достаточно пройти обучение в объеме 144 часа, набрать которые можно:
- на курсах повышения квалификации по медицине общим объемом 144 ак.ч.;
- на курсах ПК, но объемом не менее 72 часов (ранее было 74), и оставшиеся – на портале НМО.
Немедикам теперь тоже нужно проходить периодическую аккредитацию
Одно из самых важных изменений 2023 года – специалисты с немедицинским образованием теперь тоже включены в систему аккредитации.
Как и было ранее, первичная специализированная аккредитация (ПСА) нужна для специалистов со стажем менее 5 лет и в случае получения первичного допуска к практике на медицинских должностях.
Теперь же, если стаж «немедика» более 5 лет, ему нужно проходить периодическую аккредитацию.
Но, как мы и говорили, в этом есть некоторая проблема – они не могут указать действие о наличии медицинского сертификата, потому что он не выдавался.
А значит вопрос об оформлении портфолио для немедицинских специалистов остается пока что открытым.
Аккредитация для специалистов с иностранными дипломами
Если до этого в приказе №1081н медработники с дипломами иностранных государств исключались из процедуры прохождения аккредитации, то теперь они снова должны ее проходить:
- первичную аккредитацию – лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование (бакалавриат, специалитет, среднее профессиональное образование);
- первичную специализированную – лица с иным образованием и «немедики».
Учитываются квалификационные требования
Снова делается уклон на соответствие специальности, по которой нужна аккредитация, и занимаемой должности согласно приказам Минздрава:
- №707н – для высшего образования;
- №83н – для среднего образования;
- №541 – единый квалификационный справочник.
Внимание! Аккредитацию нужно проходить даже педагогическим и научным работникам, если они ведут медицинскую деятельность в рамках практической подготовки студентов.
Список документов и их отправка в ФАЦ
Теперь документы на периодическую аккредитацию можно подавать только двумя способами:
- через личный кабинет ФРМР – является приоритетным;
- почтой России – только лишь при условии, что данные о специалисте отсутствуют в регистре.
Внимание! Новое положение об аккредитации медработников также изменил шаблоны всех документов (заявление, портфолио, отчет). Поэтому, если вы будете подавать документы после 1 января, проверьте шаблоны на соответствие новым требованиям.
Портфолио для специалистов с категорией
Изменились требования к заполнению портфолио для специалистов, имеющих квалификационную категорию. Его наполнение будет зависеть от года присвоения этой категории.
Так, если категория получена в год прохождения аккредитации или за год до нее, меняется пакет документов для подачи:
- отчет о профессиональной деятельности не нужен;
- а вот копию выписки о присвоении категории необходимо будет предоставить.
Получается, что портфолио будет состоять только из сведений об образовании за отчетный период – информация о прохождении курсов повышения квалификации и набранных баллах НМО.
В других случаях перечень документов не меняется.
Изменился порядок согласования отчета для руководителей и ИП
Раньше отчеты руководителей и индивидуальных предпринимателей отправлялись несогласованными, однако для них порядок согласования изменился.
Теперь ИП и руководители проходят аккредитацию в аккредитационной подкомиссии или в некоммерческих организациях (НКО).
А значит отчеты руководителей организаций, подведомственных федеральному органу государственной власти, должны быть согласованы учредителем этой организации.
Отчеты же руководителей организаций, подведомственных региональному органу государственной власти, а также частных организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть:
- согласованы руководителем регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья;
- поданы в несогласованном виде без мотивированного отказа.
Выбор, как именно подавать отчет, остается за аккредитуемым.
Порядок аккредитации для нетрудоустроенных врачей и медсестер
Новое положение об аккредитации также уточнило порядок для специалистов, которые временно не трудоустроены.
Для них также действуют основные требования, среди которых:
- обучение в 144 часа;
- оформление портфолио для медицинской аккредитации;
- предоставление отчета о проф.деятельности без согласования;
- прохождение аккредитации в аккредитационной подкомиссии;
- отчетный период ведется со дня выдачи последнего сертификата или свидетельства об аккредитации.
А вот новые требования:
- отчетный период завершается датой увольнения и период без работы не засчитывается;
- при подаче документов через ФРМР (если сведения внесены) нужно указать дату увольнения как дату отчетного периода;
- портфолио может оцениваться НКО, если нет сформированной аккредитационной подкомиссии или в такой подкомиссии есть конфликт интересов.
Ответы на вопросы об аккредитации 2023
- Как узнать, есть ли личный кабинет ФРМР?
– Для этого вы можете либо обратиться в отдел кадров, либо самостоятельно зайти на сайт ФРМР и ввести СНИЛС. Если пишет, что не найден пользователь – значит вас нет в регистре и документы нужно будет отправлять почтой.
- Обязательно ли отправляться на курсы повышения квалификации и очно учиться? А если мне это неудобно?
– Нет, необязательно. Вы можете выбрать обучение ПК и в дистанционном формате, как в нашем учебном центре.
- Правильно ли я понимаю, что если есть ЛК ФРМР, то документы подавать нужно только через ФРМР?
– Да, все верно. Если сведения о вас есть в федеральном регистре медицинских работников, то подача документов на медицинскую аккредитацию с 1 января осуществляется только через личный кабинет.
- Если у меня сертификат по терапии от 2018 года заканчивается в декабре 2023 года и был перерыв в работе 1,5 года, мне нужно пройти 144 часа сертификационного цикла и работать дальше?
– Обучение в 144 часа вам действительно нужно пройти, но сертификационных циклов больше нет – вместо них аккредитация. После обучения нужно будет отправить документы на медицинскую аккредитацию в ФАЦ и после этого уже приступить к работе.