7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации, и к Хакасии данный праздник имеет самое непосредственное отношение. В столице республики располагается воздушная гавань региона — Международный аэропорт имени генерала В.Г. Тихонова.
Сейчас из международного аэропорта Абакана можно улететь в Москву, Новосибирск, Норильск, Красноярск, Омск и Сочи. А когда-то жители Хакасии могли без пересадок летать не только в соседние сибирские города и столицу нашей родины, но и в столицы республик Средней Азии — Ташкент, Алма-Ату. Оказывается, из аэропорта Абакана можно было спокойно добраться воздушным транспортом до Курагино, Каратуза, Идринского, Краснотуранска, Беи, Таштыпа и других населенных пунктов. Об истории воздушной гавани Хакасии нашей газете рассказала пресс-секретарь АО «Аэропорт Абакан» Мария КИЛУНИНА.
— В 1938 году с целью организации пассажирских и транспортных перевозок на территории Хакасской автономной области и южных районов Красноярского края был создан Абаканский авиаотряд Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. В октябре 1938 года по комсомольскому призыву в Абакан прибыла группа специалистов авиаотряда, который возглавил П.П. Кульчин. Уже к концу года формирование отряда было завершено: укомплектован личный состав из 33 пилотов, на баланс поставлено 25 самолетов «По-2» и 8 аэродромов.
Но дальнейшему развитию авиации в Хакасии помешала Великая Отечественная война. Только в 1945 году Абаканский авиаотряд был восстановлен, его командиром назначили Павла Александровича Соболева (1945–1949). В последующие годы авиаотрядом командовали И.А. Капуста (1950–1960), В.Ф. Брындиков (1960–1970), В.В. Качарин (1970–1974), Б.М. Кочетов (1974–1989), В.С. Расков (1989–1993). Каждый из этих руководителей внес свой вклад в развитие предприятия. В послевоенные годы коллектив, в котором числилось 33 пилота и три десятка человек технического и наземного состава, должен был выполнять не только плановые полеты и обслуживать авиационную технику, но самое главное — строить аэропортовые комплексы и жилье.
В 1955 году самолетный парк состоял из 25 самолетов «По-2», потом их заменили на более современные самолеты «Як-12» и «Ан-2». В 1957 году летчики и техники освоили вертолеты «Ми-1» и «Ми-4».
К концу 60-х годов Абаканское авиапредприятие по объему выполняемых авиационно-химических работ занимало первое место в Красноярском управлении гражданской авиации. В январе 1969 года авиапредприятие получило современные «Ан-24» и «Ан-26», что позволило проложить воздушные пассажирские трассы из Абакана в Красноярск, Иркутск, Барнаул, Новосибирск, Омск, Томск, Ташкент, Алма-Ату и другие города.
Из аэропорта Абакан «Ан-2» летали в 24 приписных аэропорта: Курагино, Каратуз, Куряты, Идринское, Краснотуранск, Моторское, Кужебар, Бея, Таштып, Новостройка. В день совершалось до ста вылетов. Обычным делом был вызов санавиации, а тайга была под ежедневным присмотром пожарной авиации.
Абаканскому объединенному авиаотряду на территории аэропорта было разрешено строительство здания хозбригад АТБ и ангара на 2 самолета «Ан-24».
Все эти годы в аэропорту работают уникальные люди. Каждый из них вносит свой неоценимый вклад в развитие аэропорта. Огромную роль сыграл профессионализм, опыт и ответственность ветеранов предприятия, стоявших у истоков создания аэропорта, сумевших в сжатые сроки сформировать высокопрофессиональный коллектив. Благодаря их бесценному опыту и высочайшей ответственности аэропорт Абакан стал таким, каким мы можем видеть его сегодня. В следующем году аэропорт будет отмечать свой юбилейный, 85-й день рождения.
Аэропорт Абакан продолжает меняться, развиваться, идти вперед. За последние годы он заметно преобразился, что не может нас не радовать. Перспектива аэропорта связана с потенциалом развития трансферных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
Подготовила
Ольга КАРАЧАКОВА