Найти тему
Андрей Филинов

Музей Аполлинария Васнецова

Нам-то больше известен старший брат героя этой публикации Виктор Михайлович Васнецов - автор "Аленушки", хрестоматийных "Богатырей" и целой галереи картин в жанре исторической живописи, матером которой он всемирно признан. В городе Гусь-Хрустальный в Георгиевском соборе (там ныне расположен музей хрусталя) есть его мозаика "О тебе радуется, Благодатная" и масштабное полотно "Страшный суд".

Но вернемся к Аполлинарию Михайловичу (1856-19330) на фоне его музея-квартиры в Фурманном переулке Москвы.

Здесь он прожил 30 лет с 1903 года. И сегодня, чтобы войти в музей, нужно позвонить в домофон. Но в те годы, когда в квартиру №21 приходили Бунин, Гиляровский, Шаляпин, Поленов, домофонов еще не было. Сегодня музей занимает еще и квартиру 22, где расположена основная экспозиция произведений художника.

-3

На столе подголовок 17 века — ящик для путешествий, в котором хранились деньги и документы - для пущей сохранности оных на нем спали вместо подушки. Такой я видел в Царицыных палатах в Звенигороде.

В путешествии по Европе художник побывал в Париже Риме, Неаполе, Помпеях, Флоренции и Венеции, изучал искусство мастеров прошлого. написал множество этюдов.

Несколько замечаний по поводу крымских пейзажей. Симеиз, Голубой залив, гору Кошка любил писать и Василий Суриков. Это дейстивтельно, может быть самое живописное место Крыма. Автор в восьмидесятых годах прошлого века приезжал туда каждое лето. И очень хорошо понимает художника, чьи воспоминания вы найдете на сайте Третьяковки (ее филиалом и является музей- квартира)

«Однажды мне привелось любоваться в Симеизе со скалы Дивы вечерними облаками настолько поразительными, что я могу назвать виденную картину “облачной музыкой”, “симфонией”, “оперой”, “поэмой”, но только не “просто” вечерними облаками. В неустанном движении громоздились они на другие огромные клубы облаков. Все это облачное пространство меняло формы, окрашенные то оранжевым, то золотистым, фиолетовым, опаловым и синим цветами, и в сочетании с темными неподвижными скалами Ай-Петри и соседних скал производило неотразимое впечатление».

Старая Москва – может быть, самая любимая тема Аполлинария Васнецова. Он и известен больше, как автор исторической живописи. (Это роднит его со старшим братом). И ему удалось добиться, как мне кажется, редкого сочетания художественной выразительности и документальной точности. Все это - в обширном цикле эскизов и пейзажей в акварели и масляной живописи, посвященных историческому облику города.

В 1922 году Аполлинарий Васнецов выпустил в издательстве "Берендеи" серию автолитографий "Древняя Москва". В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы – здание, где она заседала, тоже запечатлено художником

В залах музея немало экспонатов - мебель, предметы обстановки - выполненных по эскизам художника, в манере распространённых тогда художественных стилей.

На этих портретах Всеволод Васнецов и Татьяна Васнецова, сын и мать. Портрет мальчика написал его знаменитый дядя, Виктор Васнецов. Вот цитата из воспоминаний Всеволода Аполлинарьевича,

"Много для меня привлекательного было в доме дяди Виктора, и я очень любил там бывать. Ходили мы туда с отцом каждое воскресенье утром и возвращались затемно. Некоторое время, когда мне было лет восемь, я даже жил у дяди Виктора»

Всеволод Васнецов (1901-1989) - известный ученый,полярный исследователь, писатель, общественный деятель оказался благодарным сыном и стал инициатором создания музея-квартиры в Фурманном переулке и передал государству всю коллекцию семьи.

А это цитата из военной переписки с матерью - она звала его Вовой (в эти годы он работал на Урале):

Дорогой мой Вова, ты не беспокойся, как видишь я жива и относительно здорова, как будет дальше ничего неизвестно. Становится только голодновато, то того, то другого по карточкам недополучишь, а по коммерческим ценам тоже почти ничего нет. Да и вообще коммерческая торговля, кажется ликвидируется. Нет жиров, нет сахара. За сентябрь не получили многие конфет, в том числе и я. Я очень старалась получить конфеты, был случай послать Вовочке (прим. — внук), раза три стояла в очереди по несколько часов, получила здоровый насморк, а конфет нет. Погода у нас очень холодная, утром крыши белые от мороза и днем иногда порошит снежок, ходим в зимнем пальто и ботах, конечно, у кого они есть. Дом у нас еще не отапливается, в комнатах очень холодно. Но все это только цветики, ягодки впереди. Но постараемся быть мужественными, что судьба пошлет на нашу долю, то и принять спокойно.
12 октября 1941 г.

И мы постараемся...

Спасибо за внимание.