Найти тему
МК

В театре МДМ прошла премьера спектакля «Ничего не бойся, я с тобой»

В театре МДМ представили премьеру спектакля «Ничего не бойся, я с тобой» на песни популярного в 80-е годы бит-квартета «Секрет». Спектакль решен в стилистике «постсоветского мюзикла», которая становится все более и более популярной в музыкальном театре: на сцене — реконструкция советских реалий накануне перестройки. Но ностальгия здесь ни при чем. Позитивно-задорное шоу с пестрыми костюмами, эффектными декорациями, затейливым светом, зажигательными танцами и взлетающим троллейбусом ностальгической краски не имеет. Да и сочные, эстрадно-мюзикловые аранжировки Евгения Заготы уводят стилистику песен далеко от задушевного саунда русского бард-рока. Движуха и веселуха — так можно коротко обозначить атмосферу «Ничего не бойся…».

    Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

Традиционно на премьере в МДМ собираются селебрити. По известным причинам в этот раз качественный состав селебрити сильно изменился — даже лидер группы «Секрет», автор большинства песен Максим Леонидов не появился. Если верить СМИ, он обосновался там же, где и большинство испарившихся селебрити, — в Израиле, откуда возвращаться в Россию не планирует. Объявленный чуть ранее московский концерт «Секрета», посвященный 40-летию группы, был отменен по той же причине. Так что за всех отдувался другой лидер группы — Николай Фоменко: он давал интервью, а в финале вышел на поклоны.

Новая жизнь 21 хита «ленинградской четверки» (так их называли в 80-е годы поклонники в рифму с «ливерпульской четверкой») решена в жанре джукбокс. Это когда берутся песни, написанные как отдельные произведения, и соединяются путем сочинения некого текста в единый сюжет. В мюзикловой практике такого полно: от Across The Universe на песни Beatles до MAMMA MIA! на песни ABBA. И у нас такое бывало: «Стиляги» тоже, кстати говоря, «постсоветский мюзикл», основанный на песнях разных авторов и критическом взгляде на «тоталитарное прошлое этой страны».

Сочинить историю, которая бы связывала хиты так, чтобы вышла внятная драматургия, непросто. Михаил Миронов, автор пьесы и постановщик, основной профессиональный опыт получивший в качестве режиссера программы «Вечерний Ургант», похоже, старался это сделать. Получилось местами прикольно и смешно, местами скучно и затянуто.

Главный герой Слава задуман как харизматичный социопат. Он исключен из комсомола, изгнан из института, находится под следствием и торгует на черном рынке виниловыми пластинками с фальшивыми автографами – короче говоря, в глазах Миронова, которому столько же лет, сколько группе «Секрет», это истинный супергерой. Его играет Антон Лобан, и понять этот выбор сложно: драматический актер не очень дружит с вокалом. Постановщики в курсе этой проблемы, поэтому Слава чаще всего выступает как запевала – поет (употребим это слово условно) первые фразы, затем их подхватывает поющая часть касты. Второй персонаж – набивший оскомину штамп: мальчик-мажор Денис (Дмитрий Федоров), который женится на дочери диссидентствующего профессора по указке папы-функционера, чтобы уехать на дипломатическую работу в Лондон. Это лишь одна из нелепостей, которых в пьесе множество. Но это мелочи. Главное, что девушку зовут Алиса (Юлия Довганишина), она отличается от молодежной ленинградской тусовки, что, как мы все понимаем, продиктовано необходимостью спеть песню «Алиса». В финале Денис прозревает и женится на балерине. Впрочем, и это не важно. Важно, чтобы прозвучала «Арина-балерина» – именно это двигает сюжет. Чтобы спеть, например, «Моя любовь на пятом этаже», в дело запускается еще один герой – Антон (симпатичный актер Владислав Ташбулатов), который пытается при помощи этой песни доказать друзьям, что он уже не девственник.

    Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

Фото предоставлено пресс-службой театра

Песня «Домой» явно заставила автора пьесы помучиться. В конце концов, чтобы ее мотивировать, режиссер загнал героев служить на торговый флот. Песня с трудом запихнулась в этот концепт, как и многие другие, став театральным клипом с натужной текстовой подводкой.

По-настоящему жаль песню «Привет». Этот истинный шедевр «Секрета», тонкий, интеллигентный, построенный на полутонах, превратился в массовую ораторию. Да еще и слова в финале поменяли: вместо «выходишь здесь… ну, будь здорова», стало «уходишь с ним…». Комментарии излишни. Подумалось, что лучше бы эту прекрасную песню вообще не трогали, как не тронули самый популярный хит «Секрета» «Девочка-видение». Только процитировали текст – и на этом все.

Песня «Именины у Кристины» внедрилась в буйнопомешанную драматургию наиболее органично: Кристина в исполнении Юлии Ивы – один из самых привлекательных образов спектакля. Сама Юлия – настоящая «синтетическая» мюзикловая актриса, отлично поющая и танцующая, – украшение шоу. Сцены вечеринок у Кристины – прекрасный повод потанцевать рок-н-ролл в замечательной хореографии Ирины Кашубы и блеснуть разнообразными костюмами Татьяны Ногиновой, в которых реальная мода 80-х остроумно сочетается с чисто театральными решениями.

Ленинград, выстроенный на сцене сценографом Максимом Обрезковым и художником по свету Иваном Виноградовым, – сочетание узнаваемых архитектурных памятников с непарадными обшарпанными дворами-колодцами. Именно сценография слегка намекает на истинную атмосферу питерского андерграунда 80-х, в котором существовал Ленинградский рок-клуб, проходили «квартирники» с участием Сергея Курехина, маргинальные личности собирались в кафе «Сайгон»…

Впрочем, создатели «Ничего не бойся…» явно не собирались предлагать зрителю не только «трагедию в стиле рок», но даже и «комедию в стиле рок». Так что в целом можно назвать постановку выполнившей свою задачу: песни группы «Секрет» звучат, а троллейбус с главными героями летает по ленинградскому небу.

Автор: Екатерина Кретова

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц