Найти тему

Невероятная история успеха Флоренс Фостер Дженкинс

Американская певица, пианистка и светская львица Флоренс Фостер Дженкинс стала поистине уникальным явлением в мире музыки. Ведь именно благодаря отсутствию музыкального слуха, чувства ритма и таланта, она стала известной.

В начале прошлого века она была одной из самых состоятельных женщин США и самой худшей оперной певицей за всю историю. Правда при этом Флоренс считала себя непревзойденной исполнительницей, необычайно талантливой и даже гениальной. Такое поведение называется эффектом Даннинга-Крюгера, которое характеризуется тем, что человек считает, что он безоговорочно талантлив или имеет высокий уровень квалификации в какой-либо сфере, хотя это объективно не так.

Флоренс, как и других девочек из благородных семей, с ранних лет обучали музыке и игре на фортепиано. В юности у девушки было несколько вполне успешных выступлений, и она решила, что её будет связано с музыкой. В возрасте 17 лет Флоренс заявила, что хочет продолжить обучение в Европе, но отец категорически отказался оплачивать её занятия.

В скором времени мисс Фостер вышла замуж за состоятельного Френка Торнтона Дженкинса, который был вдвое старше неё. Но этот брак оказался совсем недолгим и несчастливым. Мужчина, который красиво ухаживал за Флоренс, в быту оказался довольно скуп, так что ей приходилось зарабатывать самостоятельно. А после трех лет семейной жизни молодая супруга с ужасом узнала о том, что муж заразил её сифилисом. В дальнейшем вследствие лечения ртутью у Флоренс произошло серьезное нарушение слуха, а сам недуг перетек в скрытую хроническую форму. А в скором времени она еще и травмировала руку, что поставило крест на её карьере пианистки. Когда ей было уже за сорок лет, в Ньй-Йорке она познакомилась с британским актером по имени Сант-Клер Бэйфилд, который был почти на десяток лет моложе неё.

После смерти отца в 1909-м году, Флоренс вступила в наследство и вскоре решила возобновить свою музыкальную карьеру в качестве певицы, а Бэйфилд стал её менеджером и официальным представителем. Женщина стала брать уроки вокала, давать концерты и создавать постановки, в каждой из которых была главной героиней.

-2

Вскоре Флоренс стала известной, но публика продолжала высмеивать ее за слишком яркие и нелепые костюмы собственного дизайна, а также очень слабые певческие способности. Невзирая на свою полную техническую некомпетентность, Флоренс стала известной, даже культовой, музыкальной фигурой в Нью-Йорке в первой половине прошлого века, и даже обзавелась поклонниками.

По воспоминаниям современников, Флоренс испытывала серьезные трудности с такими базовыми вокальными навыками, как высота звука, ритм, а также выдерживание нот и фраз. На сохранившихся записях можно слышать, как ее аккомпаниатор Косме МакМун вносит определенные коррективы, дабы компенсировать постоянные вариации темпа, а также ритмические ошибки, однако, как бы он не старался, скрыть неточную интонацию певицы было попросту невозможно.

Сложнейшие оперные арии, которые чаще всего предпочла исполнять Дженкинс, выходили далеко за пределы ее вокального диапазона и технических возможностей. Один музыкальный критик признался, что ему пришлось стукнуть себя тростью по ноге, чтобы не рассмеяться в голос на её концерте.

Женщина сама арендовала концертные залы, в которых выступала, и её совсем не смущало то обстоятельство, что там собирались, преимущественно, её друзья. А когда в конце 30-х годов ей предложили записать альбом, певица исполнила каждую песню лишь по одному разу, не делая дублей, чтобы выбрать лучшую. Она просто заявила, что у неё с первого раза все получается идеально.

-3

В октябре 1944-го года Флоренс Фостер Дженкинс дала концерт в Карнеги-холл на самой престижной сцене Нью-Йорка. На тот момент ей было уже 76 лет, и ажиотаж вокруг этого выступления оказался неимоверным. Были проданы все билеты, а цена на них достигала двадцати долларов.

Однако, всего через месяц после этого Флоренс умерла. В связи с этим, широкое распространение получили слухи о том, что женщина не смогла перенести многочисленных насмешливых и даже оскорбительных отзывов критиков в свой адрес. К примеру, в «New York Post» назвали её концерт «одной из самых странных массовых шуток, которые когда-либо видел Нью-Йорк».

Через пять дней после выступления у исполнительницы случился сердечный приступ, а 26-го ноября 1944-го года её не стало. Её образ получил широкое распространение в массовой культуре. По мотивам жизни Флоренс Фостер Дженкинс было снято несколько художественных фильмов и поставлен ряд пьес.

Мэрил Стрип в роли Фостер Флоренс Дженкинс в фильме «Примадонна»
Мэрил Стрип в роли Фостер Флоренс Дженкинс в фильме «Примадонна»

#домвинтажноймузыки #грантдлякреативныхкоманд #фондкультурныхинициатив