Найти тему

«Самураи не умирают». Япония вылетела и рыдает – но сохранила гордость

«Самураи не умирают». Япония вылетела и рыдает – но сохранила гордость
«Самураи не умирают». Япония вылетела и рыдает – но сохранила гордость

«Я посвятил себя мечте о чемпионате мира. Мы так много тренировались, что, кажется, я больше времени провел с игроками, чем с семьей, – сказал после краха в Дохе Хадзиме Мориясу. – Я мог видеть Кубок мира прямо перед собой, но он растворился, когда я подошел, чтобы схватить его».

Этой цитате нынешнего тренера японцев 29 лет.

Тогда сборная Японии, победитель Кубка Азии, опять не смогла отобраться на чемпионат мира. Ей надо было просто обыграть Ирак в Дохе, чтобы выйти на ЧМ-1994 в США с первого места. Из-за ничьей ее обошли Саудовская Аравия и Корея, а матч до сих пор называют «Агонией в Дохе». Доха для японцев до сих пор – что-то вроде нашего Марибора.

«Я хорошо помню тот матч в Дохе, – рассказывает 55-летний болельщик Японии Масаки. – Это было очень грустно. Внимательно смотрел игру с Ираком, все фанаты сборной Японии помнят ее. Доха – особенный город. Но сейчас все изменилось, есть счастливое предчувствие».

С тех пор Япония вышла на семь чемпионатов мира подряд. На следующий ЧМ-1998 во Франции поехали только двое из той команды-1993. Уже не было ни опорника Мориясу (он закончил в сборной в 1996-м), ни легендарного нападающего Кадзу Миуры, который забивал Ираку в 1993-м и стал лучшим бомбардиром отбора-1998.

Миура поругался с тренером, не поехал на ЧМ во Франции и второй раз отправился покорять Европу. В загребском «Динамо».

-2

Миура приехал в Загреб звездой, выигравшей все в Японии – в костюме Kenzo, с дизайнерским шарфиков и очками. Трансфер Миуры был мощным маркетинговым ходом – из-за него из Токио в Загреб начали летать чартеры, за Кадзу повсюду ходили десятки журналистов и спрашивали всех тренеров и игроков «Динамо», что они думают про Миуру.Матчи чемпионата Хорватии показывали в Японии, жена Миуры, известная телеведущая, должна была рекламировать его матчи. Даже на сборы «Динамо» в Испании прилетели сотни японских болельщиков. Хорватские медиа пишут, что они скупали все подряд, связанное с загребским клубом, который тогда еще назывался «Кроация».

Миура сыграл в Хорватии 12 матчей, ни разу не забил, промазал пенальти и быстро уехал обратно в Японию. Зато поиграл с Просинечки, Бишчаном и против опорника Златко Далича из «Вартекса», будущего тренера сборной Хорватии.

На сборную Японии с Хорватией, как на Миуру в 1998-м, слетелись тучи японских журналистов. В оргкомитете говорят, что их – сотни. Один из таких – Наката. К нему подходят другие японцы и вежливо здороваются. Правда, это не Хидетоси, а Кодзи. Он тоже играл за Японию в начале нулевых и заслужил прозвище «другой Наката». Правда, от интервью отказывается – как тот Наката.

После той трагедии в Дохе японцы 4 раза выходили в плей-офф – и ни разу в четвертьфинал.

«Мы три раза были в 1/8 финала, но не проходили в четвертьфинал. Если получится, это будет большой успех, – говорит Такаши Канагава из газеты Sports Hochi. – В Японии нет больших звезд, но у нас много трудяг и дисциплинированных футболистов. Мы очень хотим пройти Хорватию и попасть на Корею – все-таки у нас много исторического соперничества. Тренер Мориясу – очень честный человек. Он был как Нголо Канте, опорник и очень командный игрок. Хорошо знает, как играть за Японию».