Найти тему
The Natraj

Культура стартапа

Давайте поговорим о культуре в стартапе/компании ранней стадии. Экстремально недооценённая штука, я вам скажу.

Предпосылки для такого игнорирования понятны, стадия раннего роста обычно наполнена кучей файлов, препятствий и неизвестных, что побуждает основателя фокусироваться на прикладных задачах: поиске инвестиций, продажи, интервью с пользователями, сборка MVP, тестирование гипотез и прочие развлекухи.

И примечательно, что точно отличает в деятельности сильные стартапы от слабых - это осознанная/неосознанная работа с культурой и ценностями на стартап-корабле.

Сильный основатель осознает: культура - это преимущество, это стержень, это лучшее топливо для перформанса и инициативы.

И культура, о которой идет речь, это не про пинг-понг в офисе и командные посиделки в баре. Это про смыслы и ценности основателя. Своеобразный well-being организации в первом прочтении, но самый сильный и сексуальный.

Именно об этих смыслах и ценностях завтра будут говорить ваши коллеги своим жёнам на завтраке и друзьям в гараже.

Именно это делает так, что вы из соло-фаундера становитесь магнитом притяжения талантов.

Давайте попробуем разобраться, что наполняет эту культуру и делает ее культурой.

  1. Фундаментальность связи основателя и проблемы, которой занимается стартап. Я не верю, что можно просто прийтий и начать делать в любой отрасли что-то на «отлично». На «хорошо» - да. Но не на «отлично». На «отлично» и выше мы способны только тогда, когда проблема/несправедливость, которой мы занимаемся для нас больше, чем желание заработать. «Я здесь, потому что я не могу жить с тем, что есть процесс, который сегодня работает хуже, чем можем сделать», «Я своим стартапом хочу исправить эту несправедливость». Именно эта фундаментальная связь с проблемой делает вас немного гиком и визионером для окружения. В вас видят агента перемен. А это всегда восторг, уважение и даже страх.
  2. Мощное видение основателя, сила его абстрактного субъективного мышления и умение превращать это в объективное и понятное для нас с вами. Вы говорите о будущем, вы доносите до нас своё видение этого будущего. И чем сильнее и устойчивее ваше видение будущего - тем больше нам хочется жить именно в вашем будущем. Обычно бывает так: что встретив основателя стартапа с мощным видением - мы можем заметить, что наше будущее, которые мы себе представляем - трансформируется и становится как у этого парня. Потому что нам там, в его будущем, комфортней. Нам там понятней. Чем в своём. И мы тянемся к таким людям, потому что рядом с ними этот сумасшедший непредсказуемый мир становится немного управляемым и понятным.
  3. Целостность основателя. Важнейший компонент эффекта мощного видения. Чтобы попасть под силу вашего видения, мы должны поверить вам. То, насколько открыто основатель транслирует мысли, планы и действия, насколько открыто делится переживаниями, и мнением о происходящем - становится частью культуры целостности на всех участников команды. Я думаю = я говорю = я делаю. Строгое равно между этими блоками на вашем ежедневном личном примере. Вы будите для нас целостным, когда сделаете ваше слово самым крепкой, уважаемой и целостной величиной в построении компании. Либо мы держим слово и делаем все в обозначенные сроки, либо при первом понимании, что появляется риск не сдержать слово - заботимся обо всех стейк холдерах процесса.
  4. Высокая автономность процессов, основным драйвером которых является инициативность сотрудников. Вы никогда не сможете настроить схему одобрения инициатив сотрудников своим кивком. Так это не работает, вы будите узким горлышком, а все быстрой поймут - что инициативы тут не цветут. Сотрудник сам способен уметь и понимать удачность и крутизну инициативы, если он хорошо знаком со смыслами и ценностями стартапа. Если он сам себе без вас может ответить на вопрос «насколько его инициатива совпадает с ценностями и видением стартапа», он может ее реализовывать автономно, а ваш стартап становиться фабрикой инноваций и центром самореализации людей.
  5. И эти ценности и смыслы декларируются вами везде. Начиная с ответа на почту клиенту и закачивая вашим человеческим вниманием к грубому курьеру. Мы одно целое с ценностями и смыслами вашей компании. Ежедневно. Личный пример.
  6. Поощряйте ошибки, любите их и делайте публичный разбор прежде всего своих ошибок. Ошибиться это круто, это про попробывать, про инициативу, про инновации. Это про ответственность.
  7. Разговаривайте. Рассуждайте. Делитесь трансформацией своего видения и всегда понимайте место реализации талантов команды в вашем будущем.

Честь имею кланяться, побежал дальше.