Найти тему
Мама удалённо

Ошибки, которые более заметны. И стоит ли о них писать

На эту последнюю неделю нашей поездки в Тюмень выпало целых два важных медицинских вопроса. Точнее - два посещения врачей. Оба - платные. И немного спонтанные. По результатам напишу уже после. А сначала проясню свои сложные взаимоотношения с медициной...

Отдельные читатели из числа обладателей медицинских дипломов упрекали меня в том, что пишу о врачах только плохо. Напишу отдельную статью о хороших. Но не сегодня. Сегодня - о том, почему негатив нельзя замалчивать.

"Каждый судит по себе". Этой непреложной истине меня учили на историческом факультете, в том числе в курсе источниковедения, где главной задачей было выявить факты из позиции автора, сквозь его призму, вопреки его привязанностям или личной неприязни. Последней, кстати, почти всегда больше. Видимо, неприязнь - это больший мотиватор. Особенно, когда от того, кто или что виновен в бедах конкретного человека (как ему, возможно, кажется) - зависит будущее видение эпохи. Или - свершение высшей справедливости. Или будущее благополучие других...

Я тоже до определённой степени сужу по себе. Хоть и знаю движущие механизмы этого процесса и всегда стараюсь абстрагироваться. Но о людях я почему-то изначально думаю хорошо. До последнего. И о подписчиках-комментаторах. И о медиках в реальной жизни. Даже по инерции могу ходить к очередному, неизвестному мне лично или по отзывам врачу. А вдруг на этот раз повезёт?!

Часто ли везёт? Честно - нет. Нормально ли это? Вполне! В любой профессии - я в этом убеждена - есть Гении и Профаны. Вторых, к сожалению, всегда больше.

Вспомните своего первого учителя. И вообще школьных учителей. Они были у всех, так что задача не так сложна. Все ли они были влюблены в своё дело? Всегда ли в настроении? Всегда ли готовы были войти в положение ученика? Учесть его личные особенности, "найти индивидуальный подход", как модно говорить уже лет 20? И каждый ли его вообще искал?...

Если среди читателей найдутся те, кто с уверенностью ответит на каждый их этих вопросов положительно, то ему либо ОЧЕНЬ КРУПНО ПОВЕЗЛО. Либо - он ничего не смыслит в образовательном процессе / ничего не помнит о своих школьных годах / ему кто-то вбил в голову, что "учитель всегда прав"...

На школьных родительских собраниях и на встречах с психологом при подготовке к школе у старшей дочери этот подход - "учитель всегда прав" - нам, родителям, усиленно вдалбливали в голову. Мол, если начнёте при детях сомневаться в сказанном учителем - то это подорвёт авторитет педагога, весь процесс образовательный пойдёт насмарку и т.д.

Меня, если честно, такая установка не радовала. Откуда я могу знать, что учитель ДЕЙСТВИТЕЛЬНО будет заботиться исключительно о детях?

У сына в школе, к примеру, большинство учителей начальной школы были озабочены только косметикой, золотом (которое им должен был дарить родительский комитет) и выбором туфель и сапог из новой коллекции. После гимназии, где сын отучился первые два класса, разница была более чем заметна. И была она не в пользу новой школы и её педагогического состава...

Откуда я знала про предпочтения этих конкретных учителей "началки"? Имела неосторожность согласиться на уговоры лучшей подруги, работавшей там заместителем директора, подменить учителя и застрять в этой школе на подработке на половину учебного года (второй и последний раз в жизни). Поэтому знала их не только в лицо. А про школу дочери - ничего особо не знала. И закладывать ребёнку уверенность в правоте учителя несмотря ни на что - не получалось.

С учителем дочери, кстати, нам очень повезло. Учителем младших классов. Но не первым учителем английского. Там была Беда... По новой методике, с худшим учебником, детям давали верхи, не заботясь об основах. И алфавит, и правила чтения, и транскрипция внезапно оказались ..."не нужны". Зато контрольных с заданиями, где всё это необходимо знать - хоть отбавляй. Скажи я дочери, что учитель всегда прав - и английский прошёл бы мимо ребёнка. Даже при том, что я сама им владею в совершенстве и преподаю его же...

К слову, в детском саду в моей первой группе воспитательницей была девица лет 18, которая ЛУПИЛА детей. Меня она почему-то учила давать сдачи (я была самой младшей в группе по возрасту - может поэтому?!). Её уволили после множества жалоб родителей на синяки у малышей. Но меня до сих пор передёргивает от мысли, что кто-то может ТАК работать с детьми...

В первом классе у меня была весьма своеобразная "первая учительница". Вся из себя заслуженная, с огромным опытом. Но била детей деревянными линейками по рукам (об этом после рассказывала подруга мамы, работавшая в той же школе). Удивляюсь, что не помню уже ничего об этом (защитная функция психики?). И что желание учиться у меня после такого первого "учителя" не пропало: учусь до сих пор, каждый день.

"Впечатляли" и коллеги в личных беседах. Девушка, писавшая кандидатскую на соседней кафедре, а заодно ведшая семинары у нас на одном из последних курсов, рассуждала о том, что не доверяет няням. Потому что сама "ни за какие деньги не стала бы развитием чужого ребёнка заниматься. Тут свой-то бесит. Да и лень..." При этом моим сыном, пока я работала и писала свою кандидатскую, занималась именно няня. Женщина с двумя высшими образованиями, включая логопедическое. Очень любившая детей, и свою работу. Почти 30 лет отдавшая детскому саду. Но ушедшая на пенсию, потому что правила в системе стали невыносимы (уже в 2003 году).

Травмы (психологические), нанесённые в детстве учителями или воспитателями - это большая беда. Но она, зачастую, не смертельна (если не учитывать крайних случаев - как суициды после плохо сданного ЕГЭ). В медицине ошибки обычно фатальнее.

В моём любимом новогоднем фильме главная героиня - учитель русского и литературы - пытается соревноваться с врачом-хирургом в значимости своей профессии. "Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого".

*Фильм этот я люблю НЕ из-за профессий главных героев. Просто "Ирония судьбы" - это как окошко в ту эпоху, в которую нельзя вернуться. Очень хорошую эпоху, как по мне...

Весь вопрос в том ЧТО страшнее: ошибка учителя, которая изменит жизнь человека и он не достигнет неких карьерных вершин или личного счастья. Или ошибка врача, которая отправит человека на кладбище или сделает его существование невыносимым?

На мой взгляд, дело не в том, что только врачи бывают посредственны или не профессиональны (я как раз такого ни где не утверждаю!). А в том, что их посредственность или не профессионализм обходятся, всё же, дороже. И, кто знает, может быть будущие врачи, прочитав этот текст, постараются посвятить себя Служению в профессии. Или - выберут другую, менее обязывающую.

А не вот это вот "я 7 лет училась и поэтому лучше знаю" (фраза гинеколога, ведшего мою первую беременность, обосновывавшая категорический ЗАПРЕТ мне принимать витамины и йод😮🥺😳, но оправдывавшая приём препаратов, запрещённых при беременности ДО постановки диагноза, который потом ещё и не подтвердился🤬🤦‍♀️🤷‍♀️).

Или "я уже 10 лет как обладатель медицинского диплома" - как хвастался гинеколог в отделении, где мне должны были сохранить беременность при ИЦН. При этом доказывал, что лежать (БЕЗ швов и пессария!) мне "не надо", можно по 40 минут стоять в очереди перед смотровой в коридоре. И бегать на бесконечные обследования в различные кабинеты по 5-6 раз за утро ПРИ УГРОЗЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫХ РОДОВ в 20 недель...

Для этого "дипломированного специалиста" было важно не сохранение моей беременности. А срок моего пребывания в отделении. Выкидыш на позднем сроке - это чистка и последующее лечение, то есть большая длительность госпитализации. Сразу несколько плюсиков в счёте по ОМС...

Тем же отделением, со "специалистом", уже "10 лет дипломированным", заведовала его единомышленница со степенью кандидата медицинских наук. Из династии врачей. Причём родители там, действительно, Замечательные. Но на детях природа иногда отдыхает. Для неё было важно "соблюдение протокола" и чтобы я "её не засудила потом" (а засудить можно только за протокол нынче). Что будет с моим не родившимся ребёнком - ну это, как говорят, "такое"... Её предшественница на должности была очень хорошим специалистом. Поэтому когда её "ушли" из больницы и с должности - она стала собирать очереди на запись в частной клинике. И именно про неё теперь упоминают, если кто-то ищет "лучшего гинеколога для ведения беременности", да и "хорошего гинеколога" вообще. От рекламы услуг дамы с кандидатской меня передёргивает. Как и мою соседку по палате, с кем довелось неделю провести "на сохранении"...

Ну а отделение, где отчитывались за количество доношенных младенцев, а не только за "протокол" - было чуть дальше по коридору, на том же этаже. И там работали другие, более адекватные врачи. Но к ним попасть можно было только после 22 недель. И в таком сроке я уже сохраняла свою беременность дома. Всё ещё сохраняла, а не оплакивала очередную потерю - потому что не слушала гордого "обладателя диплома", а читала научные медицинские статьи и форумы беременных, сумевших доносить своих малышей хотя бы до 32 недель. А ещё консультировалась с другими гинекологами в онлайне (в данном случае - спасибо пандемии). И поступала в соответствии с прочитанным и интуицией, не слушая олухов с дипломами на местности... Но не у всех же так получается, к сожалению.

Свет в конце туннеля - я знаю, что он точно есть!)
Свет в конце туннеля - я знаю, что он точно есть!)