Вага – большие торговые весы (Толковый словарь Даля)
Не знаю, как где, но на Калининской овощной базе города Ленинграда, автомобильные весы тоже назывались вагой.
Теперь непосредственно к рассказу.
Бахчевой сезон в советской торговле – это что-то с чем-то! Во-первых, зарплата была сдельная, начисляли по 4 рубля за проданную тонну арбузов или дынь. Во-вторых, это навар от пропускания каждого отдельно взятого арбуза (или дыни) через весы. Иначе говоря, от обвеса.
Продавали тогда не так, как сейчас – на каждом углу точка, с которой уходит от силы по арбузу в час. Тогда продавец с самого утра ехал на овощную базу, получал товар – 3-5 тонн бахчевых, и в тот же день их реализовывал. А на следующий день снова с утра на базу. И так минимум два месяца. Без выходных!
Процесс выглядел так: продавец с утра приезжал на овощную базу и договаривался с водителем фургона или бортового грузовика о сотрудничестве. Пустые фургоны всегда стояли при въезде на базу, их специально туда и направляли, чтобы любой продавец мог бесплатно арендовать машину для погрузки, перевозки и выгрузки товара. Но на самом деле водитель мог и отказать продавцу в любезности. Дело в том, что у водителей тогда была своя такса за оказание подобных услуг – 5 рублей с тонны загруженного товара.
Итак, договорившись с водителем, машина заезжала на базу и сразу вставала на весы. Специальные весовщики-контролёры фиксировали вес пустой машины и записывали её номер.
Далее, машина ехала по указанному контролёрами адресу на базе, где стояли вагоны с арбузами под разгрузку. Машины загружали прикомандированные на этот день к базе работники всевозможных заводов и институтов. Работники становились в цепочку и перегружали арбузы из вагона в машину. Разумеется, им было по фигу, что они грузят, брали всё подряд и передавали из рук в руки. Таким образом, в машину могли попасть гнилые и колотые арбузы. А в магазине, от которого ты торговал, возврат не принимали – типа, ты сам товар выбирал. Поэтому приходилось вставать в цепочку и контролировать передаваемые из рук в руки арбузы. И всё равно в такой спешке запросто можно было пропустить некондицию.
Вот машина загружена и снова едет на автовесы. Весовщики отнимают от веса гружёной машины вес не гружёной, и выписывают накладную. Далее машина едет в магазин продавца, где на основании полученной на базе накладной, ему выписывают мелкорозничную накладную. Продавец загружает в машину весы, несколько деревянных ящиков в качестве стола, и едет на место продажи.
Тогда, во времена СССР, не нужно было никакое разрешение на право торговли в каком-то определённом месте. Просто разгрузился, где понравилось, и всё! Разумеется, разгрузился не так, чтобы перекрывать движения автотранспорта и пешеходные тропы.
Всегда находились желающие из начинающей образовываться очереди помочь с разгрузкой. Им товар отпускался в первую очередь.
Когда весь товар был реализован, продавец пинал деревянные ящики ногой, брал весы под мышку, ловил такси и ехал в свой магазин отчитываться. И так каждый день. Ни разу не было, чтобы до вечера весь товар не был распродан.
А теперь непосредственно про вагу. Становится смешно, когда покупатели называют продавца ворюгой/хапугой за его смехотворный обвес! Весовщики на автовесах запросто могут обмануть продавца на десятки, а то и сотни килограмм взвешиваемого в автомобиле товара. Тут нужен глаз да глаз!
Но иногда недосмотришь…. И хорошо, если после всех дневных трудов выйдешь в ноль, а то ещё и недостача может быть! Получается, обманывал, обманывал покупателей целый день, рассчитывал сотку заработать, а тут бац – и не отчитаться ещё!
И вот меня один раз прилично надули на весах… И я решил отомстить базе. Я попросил своего приятеля Федота, который тогда работал водителем, за вознаграждение денёк поработать на меня. Да-да, этот тот самый Федот, о котором я уже рассказывал в рассказах «Федот» и «Как я стал доктором Стрюцким».
Перед тем, как поехать на базу на его машине, мы тщательно подготовились. Залили водой запасной бензобак ёмкостью 200 литров. Накидали в кузов найденных на помойке запасок с дисками. Стащили несколько чугунных крышек от люка. В общей массе вес балласта составил где-то около тонны.
Вот пустая машина взвешена, и нам необходимо было как-то незаметно избавится от балласта. Ведь если кто заметит, что мы что-то выкидываем из машины, могут и ментов привлечь…
Сложнее всего было избавиться от воды в бензобаке. Вода вытекала из сливного отверстия тонкой струйкой, и мы прямо извелись, дожидаясь окончания слива. Но всё обошлось.
Вот арбузы погружены, и мы снова едем на весы. Я попросил Федота, когда он заедет на весы, чуть-чуть-чуть передними колёсами съехать с площадки ваги и на сантиметр упереться ими в площадку за весами. Наказывать базу, так наказывать, подумал я.
Федот не рассчитал и слишком заступил колёсами за линию разграничения. Машина упёрлась в площадку за весами, и часть веса автомобиля пришлась не на взвешиваемую часть весов. Получилось так, что гружёный автомобиль весит легче пустого.
Слава богу, всё обошлось, я артистично отругал своего водителя за неаккуратный заезд на весы. А то ведь могли заставить разгрузить машину и перевесить её.
С тех пор я не жадничаю. От добра добра не ищут! Не стоит искать опасную сверхприбыль в том месте, где есть возможность поиметь практически безопасную.