Найти тему

Вага

Вага – большие торговые весы (Толковый словарь Даля)

Не знаю, как где, но на Калининской овощной базе города Ленинграда, автомобильные весы тоже назывались вагой.

Автомобильные весы
Автомобильные весы

Теперь непосредственно к рассказу.

Бахчевой сезон в советской торговле – это что-то с чем-то! Во-первых, зарплата была сдельная, начисляли по 4 рубля за проданную тонну арбузов или дынь. Во-вторых, это навар от пропускания каждого отдельно взятого арбуза (или дыни) через весы. Иначе говоря, от обвеса.

Продавали тогда не так, как сейчас – на каждом углу точка, с которой уходит от силы по арбузу в час. Тогда продавец с самого утра ехал на овощную базу, получал товар – 3-5 тонн бахчевых, и в тот же день их реализовывал. А на следующий день снова с утра на базу. И так минимум два месяца. Без выходных!

Процесс выглядел так: продавец с утра приезжал на овощную базу и договаривался с водителем фургона или бортового грузовика о сотрудничестве. Пустые фургоны всегда стояли при въезде на базу, их специально туда и направляли, чтобы любой продавец мог бесплатно арендовать машину для погрузки, перевозки и выгрузки товара. Но на самом деле водитель мог и отказать продавцу в любезности. Дело в том, что у водителей тогда была своя такса за оказание подобных услуг – 5 рублей с тонны загруженного товара.

Итак, договорившись с водителем, машина заезжала на базу и сразу вставала на весы. Специальные весовщики-контролёры фиксировали вес пустой машины и записывали её номер.

Далее, машина ехала по указанному контролёрами адресу на базе, где стояли вагоны с арбузами под разгрузку. Машины загружали прикомандированные на этот день к базе работники всевозможных заводов и институтов. Работники становились в цепочку и перегружали арбузы из вагона в машину. Разумеется, им было по фигу, что они грузят, брали всё подряд и передавали из рук в руки. Таким образом, в машину могли попасть гнилые и колотые арбузы. А в магазине, от которого ты торговал, возврат не принимали – типа, ты сам товар выбирал. Поэтому приходилось вставать в цепочку и контролировать передаваемые из рук в руки арбузы. И всё равно в такой спешке запросто можно было пропустить некондицию.

Товарный вагон с арбузами.
Товарный вагон с арбузами.

Вот машина загружена и снова едет на автовесы. Весовщики отнимают от веса гружёной машины вес не гружёной, и выписывают накладную. Далее машина едет в магазин продавца, где на основании полученной на базе накладной, ему выписывают мелкорозничную накладную. Продавец загружает в машину весы, несколько деревянных ящиков в качестве стола, и едет на место продажи.

Тогда, во времена СССР, не нужно было никакое разрешение на право торговли в каком-то определённом месте. Просто разгрузился, где понравилось, и всё! Разумеется, разгрузился не так, чтобы перекрывать движения автотранспорта и пешеходные тропы.

Всегда находились желающие из начинающей образовываться очереди помочь с разгрузкой. Им товар отпускался в первую очередь.

Когда весь товар был реализован, продавец пинал деревянные ящики ногой, брал весы под мышку, ловил такси и ехал в свой магазин отчитываться. И так каждый день. Ни разу не было, чтобы до вечера весь товар не был распродан.

А теперь непосредственно про вагу. Становится смешно, когда покупатели называют продавца ворюгой/хапугой за его смехотворный обвес! Весовщики на автовесах запросто могут обмануть продавца на десятки, а то и сотни килограмм взвешиваемого в автомобиле товара. Тут нужен глаз да глаз!

Но иногда недосмотришь…. И хорошо, если после всех дневных трудов выйдешь в ноль, а то ещё и недостача может быть! Получается, обманывал, обманывал покупателей целый день, рассчитывал сотку заработать, а тут бац – и не отчитаться ещё!

И вот меня один раз прилично надули на весах… И я решил отомстить базе. Я попросил своего приятеля Федота, который тогда работал водителем, за вознаграждение денёк поработать на меня. Да-да, этот тот самый Федот, о котором я уже рассказывал в рассказах «Федот» и «Как я стал доктором Стрюцким».

Перед тем, как поехать на базу на его машине, мы тщательно подготовились. Залили водой запасной бензобак ёмкостью 200 литров. Накидали в кузов найденных на помойке запасок с дисками. Стащили несколько чугунных крышек от люка. В общей массе вес балласта составил где-то около тонны.

Вот пустая машина взвешена, и нам необходимо было как-то незаметно избавится от балласта. Ведь если кто заметит, что мы что-то выкидываем из машины, могут и ментов привлечь…

Сложнее всего было избавиться от воды в бензобаке. Вода вытекала из сливного отверстия тонкой струйкой, и мы прямо извелись, дожидаясь окончания слива. Но всё обошлось.

Вот арбузы погружены, и мы снова едем на весы. Я попросил Федота, когда он заедет на весы, чуть-чуть-чуть передними колёсами съехать с площадки ваги и на сантиметр упереться ими в площадку за весами. Наказывать базу, так наказывать, подумал я.

Федот не рассчитал и слишком заступил колёсами за линию разграничения. Машина упёрлась в площадку за весами, и часть веса автомобиля пришлась не на взвешиваемую часть весов. Получилось так, что гружёный автомобиль весит легче пустого.

Слава богу, всё обошлось, я артистично отругал своего водителя за неаккуратный заезд на весы. А то ведь могли заставить разгрузить машину и перевесить её.

С тех пор я не жадничаю. От добра добра не ищут! Не стоит искать опасную сверхприбыль в том месте, где есть возможность поиметь практически безопасную.

Калининская овощная база. Фото из открытых источников.
Калининская овощная база. Фото из открытых источников.
Отбывающие на овощной базе суточную повинность работники близлежащих предприятий. Фото из открытых источников.
Отбывающие на овощной базе суточную повинность работники близлежащих предприятий. Фото из открытых источников.
Отбывающие на овощной базе суточную повинность работники близлежащих предприятий. Фото из открытых источников.
Отбывающие на овощной базе суточную повинность работники близлежащих предприятий. Фото из открытых источников.
Отбывающие на овощной базе суточную повинность работники близлежащих предприятий. Фото из открытых источников.
Отбывающие на овощной базе суточную повинность работники близлежащих предприятий. Фото из открытых источников.