Сразу же скажу, что с классиком я не согласен, лично я лето люблю без всяких оговорок. Почти год назад я уже выдавал вам подобную на сегодняшнюю статью:
Поэтому были мысли - а стоит ли эту тему поднимать еще раз? Но решил, что все-таки стоит, так как, по моему мнению, "сезонные" подборки картин не слишком утомляют читательский мозг, но зато услаждают взор. А в предвкушении лета это именно то, что нужно. Конечно же, на мой взгляд.
Начнем сегодня, пожалуй, с художника, начинавшего писать картины в академическом стиле, но постепенно перешедшим к реализму. Речь идет о Михаиле Константиновиче Клодте. Долгое время он, что называется, пытался "усидеть на двух стульях": одновременно он был одним из учредителей передвижников и в тоже время был профессором Академии художеств, преподавая в ней. В итоге он не стал по-настоящему "своим" ни в одной из этих противоборствующих организаций: покинул сначала передвижников, а затем и был уволен из Академии.
Продолжим нашу сегодняшнюю коллекцию работами известного в свое время пейзажиста, но абсолютно незаслуженно подзабытого сейчас - Николая Никаноровича Дубовского. В отличие от предыдущего живописца Дубовской как раз таки сумел соединить в себе и передвижника, и преподавателя Академии художеств. Случилось это, правда, уже после реформы в учебном заведении, в 1890-е годы. Другой художник, Яков Минченков в своих "Воспоминаниях о передвижниках" так охарактеризует Дубовского как преподавателя:
Он был руководителем в понимании искусства, его задач, умел давать своим ученикам зарядку для их деятельности. Следил за общим художественным развитием учеников, поддерживал их в минуты сомнений и упадка духа. Имеется ряд воспоминаний его учеников, где Николай Никанорович обрисован в этом смысле с самой лучшей стороны.
Далее перейдем к работам "верстового столба в развитии русского пейзажа", по меткому определению другого художника и тезки нашего героя - Ивана Крамского. Я думаю вы уже догадались, что речь идет об Иване Ивановиче Шишкине. Продолжая тему передвижников, отмечу, что Шишкин был одним из соучредителей общества и активным ее участником - редкая выставка передвижников обходилась без его работ.
Из великого множества его картин выбрать несколько для какой-либо подборки всегда сложно, но когда речь идет о летнем пейзаже - сложно вдвойне. Поэтому здесь не будет столь любимых художником лестных чащ, буреломов или сосновых боров. А для разнообразия будут несколько другие картины - с прогуливающимися людьми на лоне природы.
Закончим на сегодня картинами еще одного художника, позднее других (из рассмотренных сегодня) присоединившегося к передвижникам. Это работы Ефима Ефимовича Волкова. Снова приведу цитату из книги другого передвижника (и администратора Товарищества) - Якова Минченкова, он весьма образно и колоритно описывает отношение современников к Волкову:
Лев Николаевич Толстой, обходя как-то передвижную выставку, сказал: «Что это вы все браните Волкова, не нравится он вам? Он – как мужик: и голос у него корявый, и одет неказисто, а орет истинно здоровую песню, и с любовью, а вам бы только щеголя во фраке да арию с выкрутасами».
Пожалуй, оно так и было. Волков был неотеса, у него «было нутро», чувствовалось, что он переживает, любит природу; где-то далеко, далеко скрыта настоящая нота, но то, что он передает, не отделано по-настоящему, еще сыро, грубо, не щеголевато. Просто мужик в искусстве.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях. И, конечно, до новых встреч на канале "История живописи".