Найти тему
Научи Хорошему

Что рекомендует подросткам Альянс по защите детей?

В обзоре анализируется деятельность Альянса по защите детей в цифровой среде и оценивается воспитательный потенциал продвигаемого им сериала «Трудные подростки».

В середине 2021 года крупнейшие IT-​компании России объявили о создании Альянса по защите детей в цифровой среде и подписали Хартию «Цифровая этика Детства», взяв на себя ряд обязательств по созданию безопасного информационного пространства, выявлению деструктивного контента и ограничению доступа детей к нему. В числе инициаторов проекта такие гиганты, как «Яндекс», «Национальная Медиа Группа», «Газпром-​Медиа Холдинг», «Лаборатория Касперского», «МегаФон», «МТС», «Мэйл.Ру Груп» и другие.

*Примечание: Статья является изложением того, что показано в одноимённом видеоролике. Лучше посмотреть видео, так как многое более наглядно передано через картинку и видеоряд. Ютуб ролик блокирует за «нарушение авторских прав владельцев сериала», но он доступен по ссылкам:

ВК: https://vk.com/video-​82197743_456260956

ОК: https://ok.ru/video/4417589021424

Вимео: https://vimeo.com/778004865

Далее текстовая версия:

Инициатива, на наш взгляд, абсолютно правильная и очень актуальная. Содержание подписанной Хартии достаточно созидательное – рекомендуем зайти на сайт Альянса и ознакомиться с документом, он содержит много важных рекомендаций.

Однако одно дело назваться «защитником детей» и повесить на себя соответствующий значок, и другое дело – реально им стать, то есть выполнять то, что ты оглашаешь. А с этим пока всё обстоит не так хорошо.

Анализ новостных публикаций Альянса на сайте и в официальной группе ВКонтакте показывает, что сейчас проект нацелен не столько на защиту детей, сколько на пиар участников Альянса, продвижение их интернет-продуктов и формирование им положительного имиджа. Например, явной стратегической ошибкой является то, что сейчас линия Альянса строится на активном вовлечении детей в Интернет и соцсети. Безопасное информационное пространство ещё не создали, а детей в него уже активно вовлекают.

Однако наибольшее удивление вызывает то, какой контент Альянс рекомендует детям. На ресурсах проекта регулярно публикуются подборки различных фильмов. Выглядят они примерно вот так:

-2

Как видно из публикации, Альянс советует фильмы детям, не проводя никакой оценки их посыла и содержания. Например, в этой подборке большинство рекомендованных картин проходят с рейтингом «18+». По нашему опыту, такой рейтинг получают только фильмы с обилием чернухи и порнухи и предлагать их детской аудитории под предлогом борьбы с «интернет-травлей» или чем-либо ещё – явно ошибочно.

Один из сериалов под названием «Трудные подростки» Альянс рекомендует детям очень настойчиво. За последних пару месяцев в группе ВКонтакте и на сайте его в разных формах рекламировали пятью отдельными публикациями, а актёров из этого кино даже приглашали на Фестиваль цифровой безопасности как экспертов в теме. При этом в каждой новости утверждается, что сериал полезно посмотреть подросткам. Напомним, что к этой возрастной группе относятся дети в возрасте 10-16 лет.

Ну что же, раз Альянс рекомендует, познакомимся с фильмом.

Премьера сериала состоялась в 2019 году и на момент создания этого видеоролика вышло 3 полных сезона, на подходе четвёртый. Фильм создан по заказу участника Альянса «Национальной Медиа Группы», сервиса More.tv и при поддержке Института развития интернета.

Удивляет то, что официальный возрастной рейтинг сериала 18+. Каким же образом Альянс тогда настойчиво рекомендует его подросткам? Мягко говоря, странная ситуация, но давайте смотреть фильм.

Для анализа возьмём самый свежий 3-ий сезон сериала, в нём 8 эпизодов по 25 минут. Нам будет достаточно начальных 2-х минут первой серии. Видеоряд публикуем с нашими комментариями, раскрывающими посыл того, что показывается на экране.

-3
  • Спойлер 1: Всем героям-подросткам по сюжету 15-17 лет.
  • Спойлер 2: Почти все подростки переспят с 2-3-мя«партнёрами».
  • Спойлер 3: Родители всех героев-подростков показаны моральными уродами разной степени тяжести.
  • Спойлер 4: К середине первой серии главный герой учитель откажется от попытки бросить пить и курить, сорвётся и по пьяни переспит с 16-летней проституткой.
  • Спойлер5 : Сигареты, алкоголь и наркотики употребляют все подростки, кроме самого неприятного персонажа по кличке «Дрочер».
  • Спойлер 6: В первой 25-минутной серии около 15 эпизодов с демонстрацией или обсуждением онанизма. Этим занимается даже главный герой-учитель.

И это только две первых минуты сериала, можно аналогичным образом разобрать и оставшиеся три часа, но тогда этот ролик станет слишком длинным. Поэтому акцентируем внимание на ещё некоторых важных моментах. В фильме фоном часто звучат разные музыкальные композиции. Вот такие мелодии, например, можно встретить в первой серии: «Не ангиме?» и «Синдром Бога». Какой посыл они несут слушателям?

Но только не подумайте, что сериал пропагандирует что-то плохое. Ни в коем случае, ведь перед каждой серией всплывает вот такой дисклеймер. По всей видимости, его специально разместили для сотрудников Альянса по защите детей, чтобы им было спокойнее его рекламировать.

-4

Несмотря на наличие издевательской таблички, все пороки, которые вы увидели в обзоре, по ходу сюжета присутствуют постоянным фоном и никак не осуждаются, наоборот, они собственно и являются главным содержанием картины. Употребление алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочные половые связи, извращения, мат, воровство – всё это показано абсолютной нормой школьной жизни и позиционируется как то, к чему и надо стремиться.

В фильме не показан процесс обучения, труда, развития, чтения книг, ничего созидательного. Единственная положительная составляющая, опираясь на которую и пиарят кино в прессе, – это немного спорта и иногда взаимоподдержка героев в стиле сериала «Бригада», когда наркоманы, преступники и проститутки помогают друг другу выйти из очередной трудной ситуации.

Призываем не верить нам на слово, а скачать и посмотреть весь третий сезон сериала или как минимум первый эпизод, чтобы убедиться в том, что мы ничего не придумываем.

По нашим оценкам, реальная цель сериала «Трудные подростки» – это сокращение населения через приобщение подростков к различным порокам.
-5

Теперь несколько слов о рекламной компании сериала.

Фильм хотя и идёт с пометкой 18+, но снят и продвигается очень подло, цинично с ориентацией на детскую аудиторию. Во-первых, актёрам сериала лет по 25, но играют они вроде как школьников, которые обучаются в центре помощи трудным подросткам. Из названия картины опять же следует, что она ориентирована на детей. У неё есть раскрученное информационное прикрытие, что вся показываемая грязь – якобы не пропаганда чернухи и порнухи, а помощь детям «найти ответы на экзистенциальные вопросы и показать, как важно не оставаться со своими проблемами наедине».

В продвижение кино вовлечён не только Альянс по защите детей, но и телеканалы, видеосервисы, кинопремии, крупные СМИ.  Сериалу вручают разные аффилированные награды, создают чат-ботов «помощи подросткам», актёров приглашают на официальные мероприятия в качестве экспертов по так называемому «буллингу». Эффективность подобного многолетнего пиара высокая. В той же официальной группе сериала ВКонтакте – 260 тысяч участников, из которых 85 тысяч младше 18 лет. В реальности детей в группе ещё больше, так как многие дети в ВК завышают свой возраст.

Теперь вернёмся к Альянсу по защите детей в цифровой среде. Несмотря на всю озвученную выше критику, мы не призываем прекратить деятельность организации, а наоборот – желаем её улучшить. Чтобы не допускать подобных системных ошибок, на наш взгляд, Альянсу необходимо разработать список критериев продукции для детей. Критерии могут быть разные. Например, в проекте «Научи хорошему» авторы ориентируются на такие базовые требования к детской продукции:

-6

Также есть списки типичных признаков вредных и полезных мультфильмов, фильмов.

Для проекта КиноЦензор, ориентированного на оценку контента массовой аудиторией, создана своя система критериев, включающая такие пункты как «Чему учит фильм?», «Уровень насилия», «Вредная пропаганда» и другие. Уникальная система критериев оценки детских книг есть в проекте Доброе детство.

Участникам Альянса следует разработать свои критерии и в дальнейшем любой рекомендуемый детям контент проверять на соответствие требованиям, а также публиковать результаты проведённой экспертизы в открытом доступе, чтобы широкая аудитория могла оценивать качество вашей аналитики. Так делаем мы в проекте «Научи хорошему», поэтому уверены, что у таких гигантов как «Яндекс», «Газпром-Медиа Холдинг» и «Национальная Медиа Группа» тоже обязательно получится.

Рекомендации Альянсу по защите детей в цифровой среде:

  1. Разработать систему критериев для оценки детской продукции.
  2. Публиковать результаты проведённых экспертиз в открытом доступе.
  3. Рекомендовать детям только тот контент, который получил положительную оценку по итогам проведённой экспертизы.
Пример системы критериев с сайта КиноЦензор
Пример системы критериев с сайта КиноЦензор

Пока не будет чётких критериев для оценки детского контента, деятельность Альянса будет и дальше бесконечным полем для манипуляций и пиара компаний-участников, вместо реально полезной деятельности по защите детей в цифровой среде.

Напоследок призываем наших зрителей разослать этот видеоролик в организации, вступившие в Альянс по защите детей, и задать в своём письме им два вопроса:

  • Устраивает ли Вас то, что контент 18+ наподобие сериала «Трудные подростки» от имени Альянса рекомендуют детям?
  • Если не устраивает, то какие меры вы предпримете, чтобы исправить ситуацию?

Источник: Научи хорошему