1K подписчиков

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОЙКА – ЗАЛОГ УСПЕХА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

Технологическая мойка – залог успеха восстановления деталей. Мойка деталей двигателя – казалось бы самая простая операция при производстве работ по промышленному восстановлению деталей двигателя, не вызывающая вопросов у профессионалов. На вопрос «мыть или не мыть?» любой инженер-механик даст однозначный ответ: мыть, и чем чище, тем лучше. Однако, несмотря на всю очевидность ее выполнения у клиентов иногда возникают сомнения по поводу целесообразности лишних затрат: «зачем мне оплачивать предварительную мойку, если перед сборкой моторист еще раз всё помоет?», «деталь, сданная в ремонт, выглядит чистой, необходимо ли ее мыть до и после работ?», «нужно ли чистить детали после технологической мойки перед сборкой двигателя?», эти и подобные вопросы нет-нет да и задаются нашим инженерам-приемщикам. В данной статье мы ответим на интересующие вас вопросы, разберемся какие виды загрязнений присутствуют на деталях двигателя, и, самое главное убедимся в необходимости мойки – как неотъемлемой части технологического процесса промышленного восстановления деталей двигателя.

В период эксплуатации двигатель загрязняется как с наружи, так и внутри. Наружные загрязнения представляют собой сформировавшиеся за длительное время отложения дорожной пыли, грязи, попадания на поверхность масел и жидкостей, лаки. Внутри мотора нас ждут масляные отложения, нагары, продукты износа, эмульсии эксплуатационных жидкостей, остатки герметиков и прокладок, абразивные частицы, в том числе внедренные в поверхность металла (шаржирование). Что произойдет если обрабатывать деталь, не устранив имеющиеся загрязнения? С высокой долей вероятности возникнут погрешности при измерениях, что может привести к ошибкам при проектировании технологической операции, погрешности при позиционировании обрабатываемой детали на станке, что недопустимо при выполнении высокоточных работ, в конечном итоге не удалённые загрязнения ведут к увеличению брака и повышенному износу режущего инструмента и технологического оборудования. Кроме того, работа с грязными деталями двигателя снижает культуру производства и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом мы приходим к неоспоримому выводу что деталь перед механической обработкой должна быть чистой, в противном случае обеспечить высокое качество невозможно.

Подвергать ли мойке детали после механической обработки? Вопрос, который часто интересует наших клиентов. Применяемы моющие щелочные растворы помимо эффективного удаления продуктов обработки и смазочно-охлаждающих жидкостей обладают антикоррозионными свойствами, что позволяет сохранить качество обработки поверхностей, особенно актуальное для цилиндров.

Таким образом, определив задачи стоящие перед операцией мойки мы можем ответить на вопрос: «мыть или не мыть», и наш ответ будет – мыть! Обязательно и качественно. Далее, логически появляется следующий вопрос: как и чем мыть, какое оборудование использовать и какие моющие средства применять для достижения лучшего результата?

В данной беседе мы сознательно не будем разбираться в «кустарных» способах очистки деталей, о их достоинствах и недостатках сказано уже достаточно много. Наиболее эффективным способом технологической мойки является мойка деталей в машинах камерного типа с применением моющих средств. В машинах мойка осуществляется нагретым до определенной температуры моющим раствором, который подается через рампу с форсунками под давлением. В соответствии с задачами и объемами производства необходимо выбирать тип и размер камерной мойки.

Компанией «Механика» успешно освоено производство камерных моек, которыми на протяжении длительного времени пользуемся мы сами и наши клиенты. Среди них: стационарная моечная установка «МЕХАНИКА КМ-11», с выдвижной платформой, размеры корзины 720х720 мм., высота полезной загрузки до 650мм.; стационарная моечная установка «МЕХАНИКА КМ-900» мойка «ракушечного» типа, вся верхняя часть корпуса откидывается вверх, облегчая ручную загрузку корзины, диаметр корзины составляет 900 мм., при высоте полезной загрузки 550мм.; и предназначенная для мойки крупногабаритных деталей стационарная моечная установка «МЕХАНИКА КМ-21» с выдвижной платформой, внутренний диаметр ее корзины 1216 мм, высота загрузки 1м.

Рис. 1. Стационарная моечная установка «Механика КМ-11»
Рис. 1. Стационарная моечная установка «Механика КМ-11»
Рис.2. Стационарная моечная установка «Механика КМ-900»
Рис.2. Стационарная моечная установка «Механика КМ-900»

Подобные установки успешно применяются в технологических циклах машиностроительных производств. Опыт их использования свидетельствует о высокой эффективности и большом ресурсе работы, производства, которые не пренебрегают обслуживанием машин эксплуатируют их более десяти лет.

Эффективным дополнением к камерной мойке может являться мойка ультразвуковая, в которой процесс очищения происходит под воздействием ультразвука. Ультразвуковая мойка эффективно удаляет абразивные загрязнения и твердые частицы, при этом стоит отметить, что «мягкие» загрязнения необходимо отмывать в моечных машинах.

В целях достижения наилучшего результата немаловажным является правильный выбор моющего средства для приготовления раствора, в настоящее время некоторые из привычных нам качественных средств стали недоступны, а некоторые повысились в цене. Специалистами компании «Механика» на протяжении восьми месяцев проводились испытания присутствующих на рынке моющих средств, применительно к нашим условиям, все испытания проводились на камерных мойках собственного производства. Результатами работы мы считаем возможным поделиться с коллегами.

Оценка технических моющих средств, применительно к моечным установкам «Механика КМ-11»; «Механика КМ-21»; «Механика КМ-900»

Исследуемые образцы моющих технических средств:

1 средство моющее «Эколан 2»;

2 средство моющее «Эколан 2 BIO CLEANER»;

3 моющее средство «Лабомид 203»;

4 средство моющее «Деталан А-10».

Критерии оценки:

а) эффективность (достигаемая чистота деталей);

б) режим технологической мойки: (время мойки; температура моющего раствора);

в) расход моющего средства;

г) живучесть моющего раствора;

д) безопасность (вероятность появления коррозии и налета на моющихся деталях);

Результаты практических испытаний.

1 Средство моющее «Эколан 2». Результат удовлетворяет потребностям производства, является безопасным, следы коррозии и налета после обработки отсутствуют. Мойка осуществляется при температуре 65-75 ° С в течении 35-40 минут, обладает оптимальной живучестью, требуя незначительного долива концентрата, полная смена моющего расхода требуется 1 раз в 5-10 дней в зависимости от загруженности производства и степени загрязнения моющихся деталей. Обладает самой высокой стоимостью среди всех испытываемых образцов. Средство моющее «Эколан 2» в настоящее время используется в компании для предварительной мойки и мойки после работ.

Рис.4. Результат применения средства моющего «Эколан 2».
Рис.4. Результат применения средства моющего «Эколан 2».

1 Средство моющее «Эколан 2 BIO CLEANER». Обладает низкими показателями эффективности, в большинстве случаев детали требуют повторного цикла мойки. Рекомендуемая температура применения моющего раствора 40-60 ° С, время мойки 15-20 минут. Живучесть моющего раствора не удовлетворяет требованиям производства, и не является полностью безопасным для алюминиевых деталей, полная замена требуется после нескольких циклов.
2 Моющее средство «Лабомид 203». Обладает высокими показателями эффективности, при времени мойки 10-20 мин. и температуре 55-65 ° С. На поверхностях гильз цилиндров образует налет белого цвета, возможно появление коррозии на алюминиевых деталях. Моющий раствор обладает удовлетворительной живучестью, полная смена требуется один раз в 5-10 дней в зависимости от загрузки. Имеет самую низкую стоимость среди всех представленных образцов. Обладая высокими моющими способностями средство «Лабомид» 203 абсолютно безопасно только для чугунных деталей, что лишает его универсальности. Учитывая вышеизложенное моющее средство может быть рекомендовано для предварительной мойки чугунных деталей. Низкая стоимость, наряду с живучестью средства могут обеспечить значительную экономию денежных средств.

Рис.6. Результат применения моющего средства «Лабомид 203».
Рис.6. Результат применения моющего средства «Лабомид 203».

1 Средство моющее «Деталан А-10». Результат технологической мойки полностью удовлетворяет требованиям производства, является безопасным, следы коррозии и налета после обработки отсутствуют. Мойка осуществляется при температуре 65-75 ° С 35-40 минут. Обладает длительной живучестью, требует незначительного долива концентрата, полная смена моющего раствора требуется 1 раз в 5-10 дней в зависимости от загруженности и загрязненности моющихся деталей. По характеристикам, эффективности и безопасности не уступает средству «Эколан 2», может использоваться в процессе как предварительной, так и технологической мойки после работ для любых деталей. По состоянию на дату подготовки материала стоимость средства ниже, чем у «Эколан 2».

Рис.7. Результат применения моющего средства «Деталан А-10»
Рис.7. Результат применения моющего средства «Деталан А-10»
Рис.8. Мойка деталей средством низкого качества (повышенное пенообразование)
Рис.8. Мойка деталей средством низкого качества (повышенное пенообразование)

Целесообразность технологической мойки не вызывает сомнения, каким образом выполнять эту операцию решать каждому цеху самостоятельно, однако компания «Механика» настоятельно рекомендует применять качественное оборудование и использовать безопасные и эффективные моющие средства.

#мойка#моющее средство#предварительная мойка

Дата: 02.12.2022
Автор: Александр Агафонов
Источник: Компания "Механика"