Найти тему
изомозаика

Загадка и мистика. История картины Крамского "Русалки"

Оглавление
"...в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце". Н. В. Гоголь, "Майская ночь, или Утопленница"

"Майская ночь" или "Сцена из "Майской ночи" Гоголя" - так должна была называться эта картина художника Ивана Крамского. Однако же в народе прижилось другое название, картину стали именовать "Русалки".

Русалки, 1871 (Третьяковская галерея)
Русалки, 1871 (Третьяковская галерея)

Вдохновленный произведением Николая Васильевича "Вечера на хуторе близ Диканьки", художник изобразил сюжет из повести этого цикла "Майская ночь, или Утопленница", а если быть точнее сон героя Левко. И несмотря на то, что сюжет картины был далек от мотивов передвижников, эта картина была представлена на их первой выставке 1871 года, одним из идеологов и организаторов которой был сам Крамской.

Иван Крамской стремился изобразить ту самую гоголевскую майскую ночь, таинственную и лунную. Самой сложной и главной задачей, как говорил сам мастер, было показать свечение луны. Примечательно то, что самой луны на картине нет, а есть лишь ее отсветы. И это усложняло задачу в разы.

"Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…" - признавался художник.
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Картина, однако, привела в восторг публику и критиков - все же удалось живописцу передать лунное свечение очень тонко и правдоподобно, да и сюжет пользовался новизной.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…» - говорил Крамской.

Лунный свет мягко ложится на деревья, траву, фигуры девушек и заброшенную хату на пригорке на заднем плане. Русалки придаются тихой грусти, их лица безучастны и меланхоличны. Они только что вышли из воды: кто-то устроился на стволе лежащего дерева, кто-то мечтательно смотрит на ночное небо, кто-то собирает тростник, а несколько фигур справа в белых одеяниях удаляются, постепенно скрываясь за листвой.

Правда или домыслы?

Эта картина обросла легендами. Кто знает, может быть таинственный и в какой-то мере пугающий сюжет породил эти слухи, а может быть что-то из этого случалось и на самом деле? На выставке "Русалок" повесили рядом с картиной "Грачи прилетели" Саврасова. В первую же ночь мероприятия картина Алексея Саврасова необъяснимым образом упала. Тогда в шутку предположили, что это проделки русалок, которые отказывались соседствовать с птицами.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Но это еще не конец истории. Обе картины приобрел Третьяков. Но в отличие от пейзажа Саврасова, место для "Русалок" нашлось не сразу. Картина беспокойно скиталась из одного помещения в другое в поисках своего места. Причина была опять же загадочная - в комнате куда бы не повесели полотно по ночам слышалось тихое пение, а воздух становился сырым и промозглым. Сам же Третьяков, скептически настроенный к подобного рода вещам, утверждал, что чувствует изнеможение, когда подолгу находится у картины. Появились и слухи о том, что молодые особы, подолгу смотря на картину, чуть ли не теряли рассудок, а одна из девушек даже утопилась. Само собой, каких-то явных обстоятельств, доказывающих связь произошедшего с картиной, не было.

И. Н. Крамской, Автопортрет, 1867
И. Н. Крамской, Автопортрет, 1867

Однако же суждено этому было закончится только тогда, когда пожилая няня, жившая у Третьяковых, предложила перевесить "Русалок" подальше от солнечного света:

"Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!"

Картину поместили в более темный дальний угол и да, теперь "Русалки" "успокоились" и больше не тревожили окружающих. С этого момента картина обрела свое место.

***

У Крамского есть еще одна несколько пугающая работа под названием "Сомнамбула", которую он написал в том же 1871 году. Хотя пугает она только на первый взгляд, ведь ничего мистического в сюжете картины нет. Но, вероятно, в период жизни художника такое явление связывали с нечистой силой, ведь серьезное изучение сомнамбулизма в XIX веке еще не проводилось.

Сомнамбула, 1871
Сомнамбула, 1871

А в лиричной работе "Лунная ночь" художник также воспевает ночь и выразительно пишет лунный свет. Для этой работы Крамскому позировала Анна Попова - в будущем жена Дмитрия Менделеева. На завершающем этапе работы в роли модели уже выступила вторая жена Сергея Третьякова - Елена. Крамской начал писать картину в 1879 году, а уже через год она попала на VIII выставку Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге.

Лунная ночь, 1880 (Третьяковская галерея)
Лунная ночь, 1880 (Третьяковская галерея)

Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!

А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:

Живопись как музыка. Искусство и жизнь Константина Коровина

Таинственный "Омут" Левитана. История картины

художники #живопись #искусство