"...в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце". Н. В. Гоголь, "Майская ночь, или Утопленница"
"Майская ночь" или "Сцена из "Майской ночи" Гоголя" - так должна была называться эта картина художника Ивана Крамского. Однако же в народе прижилось другое название, картину стали именовать "Русалки".
Вдохновленный произведением Николая Васильевича "Вечера на хуторе близ Диканьки", художник изобразил сюжет из повести этого цикла "Майская ночь, или Утопленница", а если быть точнее сон героя Левко. И несмотря на то, что сюжет картины был далек от мотивов передвижников, эта картина была представлена на их первой выставке 1871 года, одним из идеологов и организаторов которой был сам Крамской.
Иван Крамской стремился изобразить ту самую гоголевскую майскую ночь, таинственную и лунную. Самой сложной и главной задачей, как говорил сам мастер, было показать свечение луны. Примечательно то, что самой луны на картине нет, а есть лишь ее отсветы. И это усложняло задачу в разы.
"Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…" - признавался художник.
Картина, однако, привела в восторг публику и критиков - все же удалось живописцу передать лунное свечение очень тонко и правдоподобно, да и сюжет пользовался новизной.
«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…» - говорил Крамской.
Лунный свет мягко ложится на деревья, траву, фигуры девушек и заброшенную хату на пригорке на заднем плане. Русалки придаются тихой грусти, их лица безучастны и меланхоличны. Они только что вышли из воды: кто-то устроился на стволе лежащего дерева, кто-то мечтательно смотрит на ночное небо, кто-то собирает тростник, а несколько фигур справа в белых одеяниях удаляются, постепенно скрываясь за листвой.
Правда или домыслы?
Эта картина обросла легендами. Кто знает, может быть таинственный и в какой-то мере пугающий сюжет породил эти слухи, а может быть что-то из этого случалось и на самом деле? На выставке "Русалок" повесили рядом с картиной "Грачи прилетели" Саврасова. В первую же ночь мероприятия картина Алексея Саврасова необъяснимым образом упала. Тогда в шутку предположили, что это проделки русалок, которые отказывались соседствовать с птицами.
Но это еще не конец истории. Обе картины приобрел Третьяков. Но в отличие от пейзажа Саврасова, место для "Русалок" нашлось не сразу. Картина беспокойно скиталась из одного помещения в другое в поисках своего места. Причина была опять же загадочная - в комнате куда бы не повесели полотно по ночам слышалось тихое пение, а воздух становился сырым и промозглым. Сам же Третьяков, скептически настроенный к подобного рода вещам, утверждал, что чувствует изнеможение, когда подолгу находится у картины. Появились и слухи о том, что молодые особы, подолгу смотря на картину, чуть ли не теряли рассудок, а одна из девушек даже утопилась. Само собой, каких-то явных обстоятельств, доказывающих связь произошедшего с картиной, не было.
Однако же суждено этому было закончится только тогда, когда пожилая няня, жившая у Третьяковых, предложила перевесить "Русалок" подальше от солнечного света:
"Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!"
Картину поместили в более темный дальний угол и да, теперь "Русалки" "успокоились" и больше не тревожили окружающих. С этого момента картина обрела свое место.
***
У Крамского есть еще одна несколько пугающая работа под названием "Сомнамбула", которую он написал в том же 1871 году. Хотя пугает она только на первый взгляд, ведь ничего мистического в сюжете картины нет. Но, вероятно, в период жизни художника такое явление связывали с нечистой силой, ведь серьезное изучение сомнамбулизма в XIX веке еще не проводилось.
А в лиричной работе "Лунная ночь" художник также воспевает ночь и выразительно пишет лунный свет. Для этой работы Крамскому позировала Анна Попова - в будущем жена Дмитрия Менделеева. На завершающем этапе работы в роли модели уже выступила вторая жена Сергея Третьякова - Елена. Крамской начал писать картину в 1879 году, а уже через год она попала на VIII выставку Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге.
Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!
А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:
Живопись как музыка. Искусство и жизнь Константина Коровина
Таинственный "Омут" Левитана. История картины
художники #живопись #искусство