Найти в Дзене
Хроника христианина

Экуменизм. История и современность Ч.1

Экуменическое движение (от греч. "икумени" - вселенная) – "вселенское" движение преимущественно среди христианских церквей. Вполне закономерно, что идея создания межконфессиональной организации родилась в протестантской среде. Размытость традиционно-обрядовой и культовой практики способствует построению диалогового принципа. В протестантской среде рефлексия по поводу оснований собственной веры присутствует наиболее остро.
Британские организации студентов, молодых юношей и молодых девушек (YMCA и YWCA), основанные в середине XIX века и были пылкими вдохновителями экуменизма. Дж. Олдхэм (†1969) и Дж. Мотт (†1955), организовали в 1910 году в Эдинбурге Всемирную Миссионерскую Конференцию. Они были убеждены, что разделение Церквей разрушает доверие к Евангелию (Ин 17:23) в тех странах, которые еще нуждаются в евангелизации. Тема взаимоотношений между Православием и инославием входила в круг вопросов, обсуждавшихся на Русском Православном Поместном Соборе 1917–18 годов. Был даже создан "о

Экуменическое движение (от греч. "икумени" - вселенная) – "вселенское" движение преимущественно среди христианских церквей. Вполне закономерно, что идея создания межконфессиональной организации родилась в протестантской среде. Размытость традиционно-обрядовой и культовой практики способствует построению диалогового принципа. В протестантской среде рефлексия по поводу оснований собственной веры присутствует наиболее остро.

Британские организации студентов, молодых юношей и молодых девушек (YMCA и YWCA), основанные в середине XIX века и были пылкими вдохновителями экуменизма. Дж. Олдхэм (†1969) и Дж. Мотт (†1955), организовали в 1910 году в Эдинбурге
Всемирную Миссионерскую Конференцию. Они были убеждены, что разделение Церквей разрушает доверие к Евангелию (Ин 17:23) в тех странах, которые еще нуждаются в евангелизации.

Тема взаимоотношений между Православием и инославием входила в круг вопросов, обсуждавшихся на Русском Православном Поместном Соборе 1917–18 годов. Был даже создан "отдел по соединению Церквей". Этот отдел успел провести семь заседаний до закрытия Собора, рассмотрев, в частности, тему возможного воссоединения с Православной Церковью англикан и старокатоликов. Впоследствии, тема "инославия" обсуждалась богословами русской эмиграции, среди которых было немало активных деятелей экуменического движения.

В 1920 году Константинопольский Патриарх призывает "все Церкви Христа к большему сотрудничеству". В том же году епископы Англиканского Сообщества, собравшиеся на свою конференцию, составляют Ламбетский Призыв "к соединению Церквей". И, наконец, в это время у сторонников экуменизма формулируется понимание, что необходимо начинать доктринальный диалог. Об этом говорил, например, американский епископ К. Брент (†1929), принадлежащий к Епископальной Церкви. Вследствие различных инициатив и призывов возникли три движения - миссионерское, пастырское и доктринальное, которые продолжили свою экуменическую деятельность.

Экуменическое движение до 1937 г. было представлено двумя организациями "Жизнь и труд" - попытка объединения на основе социальной деятельности и "Вера и жизнь" - сближение на доктринальной основе. В 1937 г. эти организации объединились, выработав утвержденное в 1938 г. "Положение о Всемирном совете церквей". Однако очень скоро стало ясно, что нужен некий единый центр. Им стал Совет, основанный на Ассамблее, проходившей в Амстердаме с 22 августа по 4 сентября 1948 года, темой которой стал вопрос о "мировой смуте и божественном плане спасения". Предполагалось, что помимо охранительной функции воинствующей Церкви – ее догматов, культовых практик, есть некое эволюционное развитие (как прообраза будущего Царства Божьего), что можно видеть из притчи о закваске хлебной, о сеятеле и плевелах и т. д. Русский философ Владимир Соловьев полагал, что такая эволюция должна привести к созданию на земле богочеловеческой христианской культуры в форме свободной теократии. Интересно, но основную и существенную роль в этом процессе он отводил великой России, которую, как полагал Соловьев, Господь и создал с этой целью.

Нужно сказать, что представители РПЦ МП весьма активно участвовали в деятельности Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Так, например, на V ассамблее ВСЦ, состоявшейся в Найроби в 1975 г., одним из президентов был избран (известный в экуменических кругах), митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Он скончался 5 сентября 1978 г. в
Ватикане, во время аудиенции у новоизбранного Папы Иоанна-Павла I. Хорошо известно, что большинство рукоположений епископов 60-70 гг. было совершенно именно митрополитом Никодимом.

ВСЦ со штаб-квартирой в Женеве объединил
147 Церквей. Генеральные Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, которые являются самыми важными событиями в жизни этой организации, последовательно проходили: в Эванстоне, штат Иллинойс, США, в 1954 году; в Нью-Дели в 1961 году; в Упсале в 1968; в Найроби в 1975; в Ванкувере в 1983; и, наконец, в Канберре в 1991. В 1961 году Всемирный Миссионерский Совет объединился с ВСЦ. В том же году Московский Патриархат был принят в члены ВСЦ, а официальная католическая делегация присутствовала на Ассамблее в Нью-Дели. Одновременно с этим на II Ватиканский Собор были приглашены (в качестве наблюдателей) представители других христианских Церквей. ВСЦ с большим интересом откликнулся на это предложение.

-2

7-го декабря 1965 г. произошло торжественное снятие анафем. Одновременно в Константинополе и в Риме – патриархом Афинагором и папой Павлом VI на одном из заключительных заседаний II Ватиканского Собора. В 1966 году была создана смешанная рабочая группа с участием Католической Церкви, а два года спустя образован совместный секретариат, в который вошли представители ВСЦ и Папской Комиссии "Справедливость и Мир". В 1980 г. в Греции на остовах Патмос и Родос состоялось первое заседание Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между православием и католиками. С призывом к совместному свидетельству о мире обратился папа Иоанн Павел II к представителям различных религий на встрече в Ассизи в 1986 г. Папа Иоанн Павел II призвал представителей различных религий к тому, чтобы в ситуации, когда мир находится под угрозой или уже нарушен, они свидетельствовали о религиозном измерении стремления к миру. Богословские диалоги велись с Нехалкидонскими церквами (комиссии в Женеве в 1985 и 1990 г.г., в египетском монастыре св. Бишоя в 1989 г.).

10 июня в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация ныне покойного Патриарха Алексия II, который в своем Первосвятительском слове сказал: «Мы видим наш христианский долг в
свидетельстве Православия, в развитии диалога и сотрудничества с инославными исповеданиями». На III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в 1961 г . митрополит Таллинский Алексий был избран членом центрального комитета ВСЦ. В 1964 г. он же был избран президентом Конференции европейских Церквей (КЕЦ) и потом неизменно переизбирался на эту должность. С 1987 г. он же был председателем президиума и совещательного комитета этой организации.

Нужно понимать, что участие в деятельности Всемирного Совета Церквей Русская Православная Церковь всегда оговаривала тем, что Единая Христова Церковь уже существует, и эта Церковь – Православная Церковь, являющаяся Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Символа веры.


продолжение следует...

скрины из открытых источников сети-интернет