Найти тему

Рассказываю, как помочь ребенку произносить звук «К»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Звуки «К» и «Г» считаются звуками раннего онтогенеза, и, если у ребенка до 3-4 лет эти звуки не появились в речи самостоятельно, значит, нужно заниматься логопедической работой по формированию этих звуков. И прежде чем ставить их механическим путем все-таки лучше попробовать к способу постановки этих звуков по подражанию.

Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.

Как проявляет себя нарушение звука «К» в речи ребенка? Ребенок заменяет звук «К» на похожий по звучанию на звук «Т». Например, тошка, вместо кошка, томар вместо комар. Необходимо направить внимание ребенка на то, как правильно произносится этот звук в словах. Можно поиграть в игру.

«Правильно или нет?»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Взрослый закрывает рот ладошкой и произносит неправильно слово, например, томар (комар), тошка (кошка) и предлагает ребенку понять, правильно он произносит или нет. Если ребенок услышит и поймет, что взрослый произносит неправильно, взрослый предлагает ребенку варианты правильного произношения.

Важно понять, умеет ли ребенок произносить этот звук вообще, в любых его позициях. Потому что часто бывает, что в некоторых словах и позициях произношения правильный звук все-таки проскальзывает. Тогда его нужно ловить и не упускать из виду, обращать внимание ребенка: «Смотри, ты сказал правильно, повтори, как ты сказал».

Если способы вызывания звука по подражанию не срабатывают, то нужно заниматься постановкой этих звуков. Здесь часто логопеды используют способ постановки через похожий по образованию звук «Х», который в большинстве своем дети умеют произносить.

Игра «Погрей ладошки»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Ребенку предлагается подышать на свои ладошки со звуком «Х-х-х». Можно подышать на окно, зеркало, детям очень нравится, что оно запотевает. Обращайте внимание ребенка на то, чтобы он делал это громко, звучно. Здесь необходимо применять силу выдоха. Если у ребенка выдох слабый, то нужно вести работу по формированию хорошего выдоха.

Как только у ребенка стал хорошо получаться звук «Х-х-х», можно переходить к формированию звука «К».

Игра «Покашляем»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Предложите ребенку покашлять, как будто у них заболело горло. «Хк-хк-хк». Положите руку ребенка на свое горло или на его, чтобы он почувствовал всю силу работы горла. Такой работы у горла не происходит, когда мы произносим звук «Т». Продолжаем кашлять, и постепенно звук «Х» переходит в звук «К». И тогда вы обращаете внимание ребенка: «Смотри, у тебя получается новый звук, ты произносишь «К»

Очень часто, получив знание и умение произносить звук «К» отдельно, ребенок переносит это умение на слоги, слова и автоматизация этого звука происходит очень быстро.

Если через этот способ твердый «К» никак не получается, значит пробуем мягкое покашливание «Кхе-кхе-кхе» и обращаем внимание ребенка: «Смотри, вот какой звук у тебя получился».

Если вашему ребенку пока тяжело переключаться от отдельного звука к словам, слогам, не торопитесь, посидите на этом этапе, отработайте звук изолированно.

Можно попробовать механическим способ

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Нажимаете шпателем (ложкой, чупа-чупсом)) на кончик языка. Просите ребёнка произнести звук "т" как он умеет, но при этом нажимаете на кончик языка шпателем или ложечкой, не давая кончику подниматься, ребёнок будет смыкать корень языка с мягким небом и издавать нужный звук.

Если у вас появились вопросы - приходите на бесплатную консультацию

Я старалась, поставьте мне лайк

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить ничего интересного