С 5 декабря начинает действовать ценовой потолок на морские поставки российской нефти. Вступил в силу запрет Евросоюза на рыночную цену этого ресурса, при его перевозке танкерами. Традиционно Россия выступала в роли основного поставщика нефти в Европу, покрывая около двадцати процентов потребности континента в сырье. Но в ответ на СВО на Украине страны Запада начали придумывать ограничения, нацеленные в том числе и на уменьшение доходов нашей страны от экспорта нефти.
В частности, летом ЕС принял шестой пакет санкций, по которому договорились о поэтапном введении эмбарго на морские поставки сырой нефти из России. Для нефтепродуктов переходный период продлится дольше, запрет наступит 5 февраля, пишут РИА «Новости». Но вице-премьер Александр Новак, уже заявил о проработке механизмов запрета на введение потолка цен на нефть.
По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова Россия будет игнорировать потолок цены:
- В рамках подготовительной работы по противодействию западному эмбарго, Россия уже попыталась собирать нефтеналивные танкеры, оформляя их либо в свою юрисдикцию, либо в юрисдикцию дружественных стран, либо каких-то офшоров. Нужно набрать как можно больше танкеров, потому что санкции применяются именно на стадии перевозки. Саму российскую нефть покупать не запрещено – никаких штрафов или вторичных санкций за ее покупку не предусмотрено. Американцы даже отдельно прописывали это условия, все ограничения только и исключительно на перевозку. Запрещено перевозить российскую нефть морским транспортом если ее стоимость выше, чем обозначенный потолок цены. И страховать такую перевозку - тоже запрещено если нефть стоит дороже, чем указанный потолок цены.
Поэтому России, для того, чтобы экспортировать свою нефть, нужно найти достаточный объем флота, который сможет перевозит все то, что мы прежде экспортировали по морю и при этом не отчитываться перед Соединенными Штатами или европейским регулятором о стоимости нефти, которая заливается в танкеры.
Практика страхования судов российскими компаниями уже сложилась. Большие объемы нефти, следовавшие в Индию, страховались российскими компаниями. Так что в этом плане Россия определенную подготовительную компанию провела, но никто не знает какой объем танкерного флота мы смогли собрать.
СП: Достаточно ли его чтобы вывести все, что требуется для перевозки морским транспортом и что нам вообще ждать?
- Будет определенный переходный период подстраивания под эти санкции. Предстоит менять логистику движения имеющихся танкеров, искать и строить новые, дополнительные. Возможно сокращение экспорта в ближайшие месяцы, пока не наладится нормальный экспорт и вообще транспортировка по новым правилам. Плюс потребители нашей нефти, скорее всего, будут просить дополнительную скидку на каждый баррель российской нефти.
Такое уже было весной, когда случилась первая волна санкций на покупку российской нефти со стороны США. Европейцы добровольно сократили покупки российской нефти. Это привело к тому, что Россия сокращала экспорт нефти, но при этом - росла ее цена, так что наша страна в денежном выражении зарабатывала примерно столько же. Сейчас может быть стоит ожидать такого же сценария, но при этом азиатские потребители будут просить большую скидку. Весной была скидка до 30 долларов на каждый баррель. Потом она уменьшилась до 20 долларов. Вполне возможно, что сейчас скидка снова увеличится до тридцати долларов на баррель - на пару месяцев…