Найти в Дзене
Наука и фантастика

Почему уйлоанские церемонии нельзя разглашать

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности. Казалось бы, я сама себе противоречу: недавно писала о том, что в моей космоопере нет религии, а тут вдруг вспомнила про уйлоанские церемонии у очага - сложную систему ритуалов, сохранившую рудименты государственной религии Уйлоа, связанную с верой в жизнетворную силу звезды Ассоан, которая через Императора-иерофанта распространяется на всех его подданных. О ритуалах я тут уже писала, повторяться не буду. И понятно, что в новых условиях, на другой планете (Тиатаре) никакая вера в звезду Ассоан уже не могла приниматься как данность, да и империи давно след простыл. Ритуалы - только красивая дань прошлому? Вроде наших хороводов у новогодней ёлки или поедания блинов на Масленицу?.. А почему же тогда сохраняется строгий запрет на разглашение церемоний?.. Честно говоря, я поначалу думала таким образом облегч
Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Магический очаг. Картинка с сайта gamerwall.pro.
Магический очаг. Картинка с сайта gamerwall.pro.

Казалось бы, я сама себе противоречу: недавно писала о том, что в моей космоопере нет религии, а тут вдруг вспомнила про уйлоанские церемонии у очага - сложную систему ритуалов, сохранившую рудименты государственной религии Уйлоа, связанную с верой в жизнетворную силу звезды Ассоан, которая через Императора-иерофанта распространяется на всех его подданных. О ритуалах я тут уже писала, повторяться не буду. И понятно, что в новых условиях, на другой планете (Тиатаре) никакая вера в звезду Ассоан уже не могла приниматься как данность, да и империи давно след простыл. Ритуалы - только красивая дань прошлому? Вроде наших хороводов у новогодней ёлки или поедания блинов на Масленицу?..

А почему же тогда сохраняется строгий запрет на разглашение церемоний?..

Честно говоря, я поначалу думала таким образом облегчить себе писательскую задачу. Ну нельзя - и нельзя. Тайна есть великая. Magnum est mysterium. Значит, ничего не придется придумывать и описывать.

Потом выяснилось, что эти ритуалы всё-таки очень важны. Именно из-за них профессор Джеджидд - Ульвен Киофар - не может просто так отказаться от титула принца, принадлежащего ему по праву рождения. В демократически-анархическом обществе Тиатары титулы ничего не значат и не дают никаких привилегий. Но иерофант, rex sacrorum (говоря торжественной латынью) - ключевая фигура, объединяющая всю уйлоанскую общину. А верховным иерофантом может быть лишь особа императорской крови.

На Уйлоа принцип неразглашения церемоний был, вероятно, средством сохранения монополии императорской семьи на их регламентацию и проведение. Разглашение приравнивалось к профанации и каралось по закону.

После перемещения уйлоанской диаспоры на Тиатару вместе с захваченными по дороге совершенно чужеродными тагманцами вопрос о сокровенности церемоний стал еще более чувствительным. Тагманцы не должны были ничего знать о церемониях и уж тем более присутствовать при их отправлении. Уйлоанских детей младше 12 лет тоже до церемоний не допускали - они по шаловливости или по безответственности могли что-то разболтать или, чего доброго, профанировать сакральное действо, подражая ему в своих играх (дети, как известно, подражают всему, что видят). А когда на Тиатаре появились еще и люди с Земли, и за ними последовали прочие инопланетяне - учиться в Колледже космолингвистики - запрет распространился и на всех них.

Уйлоанские церемонии - только для уйлоанцев. Это то, что связует их всех в одну общность, и обеспечивает преемственность памяти о погибшей родной планете. Посторонним это ни к чему.

Микалоюс Чюрленис. Соната звезд. Источник: Викимедиа.
Микалоюс Чюрленис. Соната звезд. Источник: Викимедиа.

Когда я это поняла, сюжет начал разворачиваться в несколько ином измерении. Забавная фигура принца-профессора, который мечтает похоронить наследие давно умершей империи и посвятить себя только науке и преподаванию, превращается в гораздо более сложный (и в итоге - трагический) образ.

В книге "Око космоса" Ульвен признается своей ученице Юлии:

"...я готов признать, что мое самосознание двойственно. Когда я внутри церемонии, я действительно иерофант, и готов уничтожить любого, кто усомнится в мистическом смысле происходящего. А когда я вне этого действа, я способен воспринимать его как ученый — лингвист, этнограф, историк".
Микалоюс Чюрленис. "Истина". Источник: Викимедиа.
Микалоюс Чюрленис. "Истина". Источник: Викимедиа.

Как ученый, обладающий рациональным сознанием, Ульвен Киофар принимает решение, кажущееся многим консервативным уйлоанцам совершенно кощунственным: он проводит брачную церемонию у очага для инопланетян - Юлии и ее жениха Карла-Макса. При этом присутствуют и другие инопланетяне: родители Юлии и отец Карла-Макса, барон Максимилиан Александр.

Конечно, все они дают клятву о неразглашении церемонии, и Юлия ее безусловно соблюдает (в "Хранительнице" она нигде не описывает обряд сколько-нибудь вразумительно, лишь в самых общих чертах).

Однако, с точки зрения старших родственников, Ульвен перешел границы допустимого и навлек на себя и свой род проклятие.

Чем оно в итоге обернулось, спойлерить не буду.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.