Найти в Дзене

Внесение изменений в смету контракта. Просто!

Кроме изменений в порядок формирование сметы контракта, в Методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр <5> (Приложение № 2 к приказу) (далее – Методика составления сметы контракта) откорректирован еще и порядок внесения изменений в смету контракта. Изменения весьма существенные, несмотря на кажущуюся похожесть формулировок с предыдущей редакцией. Начиная с Приложения № 2 к Методике составления сметы контракта - новой редакции Сметы контракта с внесенными изменениями, заканчивая самим порядком формирования таких изменений в смете контракта Методика составления сметы контракта предусматривает несколько вариантов развития событий при внесении изменений: - меняются только объемы ранее учтенных работ; - исключаются объемы работ, не выполняемые в ходе исполнения контракта; - меняется стоимость материалов и оборудования при замене их на аналоги б

Кроме изменений в порядок формирование сметы контракта, в Методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр <5> (Приложение № 2 к приказу) (далее – Методика составления сметы контракта) откорректирован еще и порядок внесения изменений в смету контракта. Изменения весьма существенные, несмотря на кажущуюся похожесть формулировок с предыдущей редакцией.

Начиная с Приложения № 2 к Методике составления сметы контракта - новой редакции Сметы контракта с внесенными изменениями, заканчивая самим порядком формирования таких изменений в смете контракта

Методика составления сметы контракта предусматривает несколько вариантов развития событий при внесении изменений:

- меняются только объемы ранее учтенных работ;

- исключаются объемы работ, не выполняемые в ходе исполнения контракта;

- меняется стоимость материалов и оборудования при замене их на аналоги без изменения объема;

- добавляются ранее не учтенные виды работ.

Для всех этих вариантов предусмотрен порядок внесения изменений. Для первых трех – это формула из п. 10(1) Методики составления сметы контракта.

-2

И особых сложностей формула не вызывает, поскольку при изменении объемов стоимость выполняемой единицы работы не меняется, учитывается только изменение объемов работ, и даже в форме внесения изменений (Приложение № 2 к Методике составления сметы контракта) в графе «Цена за ед. измерения, без НДС, с учетом корректировки» стоимость не указывается.

-3

Если меняется стоимость оборудования и материалов по результатам замены, то учитывается новая стоимость материалов с учетом индекса прогнозной инфляции на период реализации объекта – то есть рассчитанный на середину срока строительства по правилам Методики составления сметы контракта на середину периода от даты окончания расчета НМЦК по даты окончания строительства.

А вот с последним вариантом, когда добавляются ранее неучтенные виды работ, вопросов очень много. И тут почему-то начинаются разные интерпретации на тему учета затрат.

Как только не прочли этот пункт. И что необходимо привести в соответствие уровню цен первоначально утвержденного ССРСС, по которому формировали НМЦК и смету контракта, и что нужно эти работы пересчитать в ТЕРы, если изначально сметная документация была утверждена в ТЕРах, и еще много разных вариантов на тему…

Но этого всего в данном пункте нет!!!

На мой взгляд, здесь скрываются логические ошибки прочтения документа:

1. Попытка найти в новых и простых формулировках скрытый смысл и прочесть пункт аналогично тому, как витиевато это было написано в ранее действующем варианте, ходя к нему были разъяснения как читать правильно;

2. Не складывание всех понятий и условий из документов, без которых невозможно вообще прийти к понятию сметы контракта;

3. Попытка пересчитать смету контракта на конкретную дату, упуская понятие срока реализации объекта;

4. Игнорирование того факта, что новые, ранее отсутствующие работы не могут быть выполнены раньше, чем они появились в документах и рассчитаны, и позднее, чем сам контракт.

В действующей редакции Методики составления сметы контракта написано все просто и понятно, надо только прочитать все документы, которые лежат в основе сметы контракта.

Поскольку законодательно и нормативно эти процессы формирования сметы контракта и внесения в нее изменений связаны и на уровне локального сметного расчета, и на уровне экспертизы (если возникает необходимость прохождения повторной экспертизы), и на уровне сметы контракта, то разбираться надо с этим вопросом с учетом всех документов.

Когда проходим повторную экспертизу проектной документации, то без сметной документации, если требуется проверка достоверности определения сметной стоимости, сделать это невозможно. Для таких случаев в п. 45.12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 145 <2>, предусмотрено проведение экспертизы только в объеме внесенных изменений, и только в текущем уровне цен.

Для того, чтобы соблюсти одинаковый порядок действий и при прохождении повторной экспертизы, и в тех случаях, когда повторная экспертиза может не проводиться (п. 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в «Сметной Библии» - Методике, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр <4> (далее - Методика), предусмотрена глава XI «Особенности определения сметной стоимости при внесении изменений в сметную документацию». Именно положения этой главы – основа внесения изменений в смету контракта.

Итак, с чего начинаем? Как обычно с локального сметного расчета. И, как бы мы не хотели уйти от «локалок», но внесение изменений начинается с локального сметного расчета (ЛСР). Но не просто с расчета, а выполненного по правилам внесения изменений - в текущем уровне цен и в действующих на дату расчета сметных нормативах – нормах, расценках и методиках. То есть смету нужно составить так, как будто мы ее делаем сегодня новую – в принципе, так и есть, изменения вносим сегодня, значит и смета должна быть актуальная, именно такой порядок предусмотрен.

Самое главное, что необходимо учесть, что ЛСР должен быть именно на изменения, а не полностью новая смета в текущем уровне цен. Нужно выбрать те объемы и виды работ, которые меняются как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Для того, чтобы ЛСР составить только на объемы корректировки, в Методике предусмотрена Сопоставительная ведомость изменений объемов работ (Приложение № 12) – очень удобная таблица, позволяющая правильно определить объемы корректировки.

Сводная ведомость внесения изменений в объемы работ. Приложение № 12 к Методике
Сводная ведомость внесения изменений в объемы работ. Приложение № 12 к Методике

Заполнив таблицу, получаем две графы изменений – уменьшение (исключение) и увеличение (учет новых) объемов и видов работ. И теперь остается только сделать два ЛСР – на исключаемые объемы и на добавляемые объемы и виды работ. При этом смету на исключаемые объемы считаем в тех же базе и уровне цен, сто и утвержденная документация, исключить надо ровно то, что было учтено и утверждено, не больше, и не меньше. А новую ЛСР уже составляем в текущем уровне цен, по правилам XI главы Методики.

Таким образом, в разрезе объектных и локальных смет имеем два комплекта смет к ранее утвержденной документации – исключаемые объемы и вновь учтенные объемы и виды работ, которые при прохождении повторной экспертизы проектной документации необходимо свести в единый сводный сметный расчет стоимости строительства, получив ССРСС в смешанном уровне цен – на дату утверждения (дату передачи документации застройщику) и дату прохождения повторной экспертизы (если экспертиза требуется).

Если повторная экспертиза не требуется (п. 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса), то вновь добавленные объемы и виды работ будут в уровне цен на момент расчета (с указанием месяца и года разработки, как того требует Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию <3>).

Таким образом и для объектов, получивших положительное заключение повторной экспертизы, и для объектов, для которых экспертиза может не проводиться, получаем комплект новой сметной документации. И эти новые сметы необходимо также привести к виду сметы контракта. Для этого в п. 10 Методики составления сметы контракта есть формула

-5

Согласно формуле, ранее неучтенные виды работ или затрат в текущем уровне цен необходимо привести к уровню цен исполнения контракта с учетом коэффициента тендерного снижения.

Так что на самом деле все просто и понятно, если сложить все документы, как это было сделано выше, поскольку что за показателем Цподр.раб скрывается ЛСР на ранее неучтенные работы в текущем уровне цен, и ничего больше!

И привести эту стоимость надо не к какой-то конкретной дате, а к уровню цен контракта, который определяется от даты окончания расчета НМЦК до окончания производства работ с учетом индекса прогнозной инфляции, как это предусмотрено в Методике сметы контракта, т.е. с применением к стоимости индекса-дефлятора на середину периода строительства Кинф.

Предусмотренный в формуле коэффициент Кинф приводит дополнительные работы к тому же уровню цен исполнения контракта – от даты выполнения расчета на дополнительные работы до даты окончания строительства (с учетом срока реализации контракта). Главное не забыть, что индексы изменения сметных цен, которыми мы пользуемся для пересчета в текущий уровень цен разрабатываются на квартал, и покрывают инфляционные процессы за квартал, т.е. Кинф считать нужно с месяца, следующего за кварталом, принятым для расчета текущей цены.

Так что все оказывается очень просто!

Остается только занести эти показатели в форму сметы контракта с учетом изменений.

Использованные нормативные документы:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации, утвержден Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями, в редакции от 14.07.2022);

2. Положение о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (с изменениями и дополнениями), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145;

3. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (с изменениями и дополнениями, в редакции от 27.05.2022);

4. Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (с изменениями и дополнениями, в редакции от 11.09.2022)

5. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 декабря 2019 г. N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (с изменениями и дополнениями в редакции от 15.10.2022)