Найти в Дзене
ГЕОСТРАТЕГ

Единые язык и культура будущего (05.12.2022)

#геостратегия
Сложность структуры языка и сложность традиционных социальных связей в этнической системе имеют высокую корреляцию, особенно на долгом горизонте и в условиях изоляции / отсутствия сильных внешних влияний. Если рассматривать исторически и культурно изолированные этнические системы прошлого, то со временем происходит усложнение языка, сложносоставные конструкции заменяются на устойчивые сокращения, повышается контекстность. Со временем язык и культура становятся всё более закрытыми и сложным для усвоения чужаками.

Для примера, посмотрите полсотни падежей в табасаранском языке (один из народов Дагестана) или 71 букву / звук в абазинском (во всех языках мира выделяют 110-130 звуков). Когда язык становится средством общения не только для урожденных носителей, запускается процесс упрощения и обеднения, ориентированный на чужаков. Фраза, что самым распространенным языком в мире является искаженный английский, лишь кажется шуткой.

Проявление схожих процессов характерно и для социальных отношений внутри этнической системы, усложнение иерархии, выделение сословий, сложных традиций, обычаев, табу и т.д. позволяет закрываться от внешнего мира. Формирование субэтносов, выделение отдельных народов происходит через изоляцию / создание нового языка и/или новой социальной традиции. Происходит формирование мягких форм шовинизма, местнической гордости, внешней, формальной «аристократизации». Для примера, казаки считали себя ровней русским дворянам, постепенно дрейфуя к социальному выделению в отдельный народ.

Активные контакты с другими культурами и представителями иных этнических систем ведут к упрощению языка и социальных традиций, чем выше была изоляция, тем больше теряется. Посмотрите на Древнерусский язык, он по структуре значительно сложнее современного, но по словарному запасу уступает в разы, тот же звательный падеж исчез (отче, старче и т.д.). Для сравнения, практически все западноевропейские языки вообще потеряли падежи, да и количество букв сократилось, остаётся простой, понятный и лаконичный минимум, который легко осваивается инородцами.

Если представить, что в далеком будущем на планете исчезнет деление на нации и установится единый язык, то он будет подобен искаженному английскому, с простой структурой, но громадным словарным запасом (есть ещё вариант единой иероглифической / пиктографической письменности, но он маловероятен). При распаде единой общности и формировании замкнутых сообществ (территориальных, профессиональных и т.д.), начнут формироваться новые диалекты, а при распаде единого мира (все что рождено, когда-нибудь умрёт) – выделение совершенно новых языков и народов. Кстати, современные европейские языки – наследие индоевропейцев ранних кельтов (народ R1a, переселенцы из Трои), из местных коренных языков (народы R1b) остались лишь изолированные, вроде баскского.

По социальной структуре ситуация схожа – глобальное общество упростится до нескольких основных, больших сословий / варн (например, элита, обслуга и жители трущоб), переход между которыми будет закрыт, но внутри будет высокая мобильность. Как только прогресс и развитие застопорятся, тут же пойдет усложнение традиций и социальных форм – суть новые народы.

И, да, подобные черты проявляются в больших, консервативных иерархических организациях (в «Газпроме» уже элементы квази-каст просматриваются) и территориальных / профессиональных сообществах (английский кокни, жаргоны программистов и др.)…

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2239