Режиссёр театра кукол Эльмира КУРИЛЕНКО — о гаджетах и одиночестве, культурном возрасте и театре жестокости, кукле и творчестве.
ЭЛЬМИРА КУРИЛЕНКО
В 1992 году окончила Алма-Атинский театрально-художественный институт имени Жургенова по специальности «режиссёр театра кукол». Дипломный спектакль поставила на сцене Новосибирского областного театра кукол. Кандидат педагогических наук, автор научных и учебно-методических публикаций, заведующая кафедрой театра кукол Новосибирского государственного театрального института. Как режиссёр поставила несколько десятков спектаклей в драме и театре кукол в Новосибирске, Барнауле, Чите, Чебоксарах. На сцене Новосибирского областного театра кукол с успехом идут её спектакли для взрослых — «Похороните меня за плинтусом» и «Королева красоты из Линейна».
Известная рождественская повесть-сказка Гофмана в Новосибирском областном театре кукол превращается в сказку-нуар, где война мышей и людей переходит в область сновидений, а взросление требуется не только детям. «Щелкунчик и Мышиный король» в концепции режиссёра Эльмиры Куриленко — это история про то, как близкие люди могут быть далеки друг от друга, а ещё как культура потребления разрушает нас, делая глухими к творчеству. Героиня сказки Мари — современный подросток — подвергается своеобразному буллингу со стороны брата и сестры и заболевает под натиском этого напряжения. Но мастер Дроссельмейер знает рецепт, и оказывается, что каждый из нас способен творить чудо.
— Эльмира Ростиславовна, премьера близко — 15 декабря. Все мысли о ней?
— Настолько, что я ночью порой уснуть не могу — мозг продолжает работать, крутить какую-то сцену. И отключиться невозможно, и снится, но это всё приятные муки, потому что каждый день несёт открытия. Бывают, конечно, и творческие тупики, тогда думаем с командой, как выбраться.
— Сама по себе повесть-сказка Гофмана — очень событийная история, где много разных линий. А вы придумали своего, русского, «Щелкунчика». В чём его принципиальное отличие?
— Действительно «Щелкунчик» — сказка в сказке, для каждого режиссёра свои темы становятся важными. В Европе история Гофмана звучит иначе, сам Щелкунчик обладает неким отрицательным обаянием. В нашей же стране он более чувственный, романтичный — рыцарь. И, конечно, мы свой спектакль делаем по-русски, отдавая дань уважения Чайковскому, который написал знаменитый на весь мир балет, — у нас в спектакле звучат музыкальные цитаты в авторской обработке композитора Юлии Пискуновой. Наш спектакль о том, как мы разобщены, даже внутри семьи. Мы рядом, но врозь и одиноки, как звёзды. Мы разучились общаться из-за соцсетей — получаем лайки, имеем много виртуальных друзей. Но это иллюзия, страшный мираж, который в иной ситуации просто развеется, и выяснится, что ты не умеешь общаться, не социализирован, одинок. Мы неожиданно вышли на тему космоса: придумали, что папа Мари — космонавт, — это была ирония, шутка для взрослых, а потом космос стал проникать во все слои нашего проекта. И я вдруг поняла, что люди, как планеты, — все из одной галактики, но очень далеки друг от друга, и это страшит, как страшит мысль о бесконечности космоса. Так легко стать ближе, но людям свойственно усложнять простые вещи.
— И где же выход из этого бесконечного одиночества?
— Каждый увидит в этой истории своё. Кто-то обратит внимание на своих родных и близких, эта тема звучит и в других наших спектаклях — «Королева красоты из Линейна» по пьесе Мартина Макдонаха и «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева. Если с чужими людьми мы деликатны и внимательны, то с близкими порой очень жестоки и тем самым убиваем их. Меня это всегда мучило: почему мы так безжалостны к близким? Потому что они любят нас и всё простят? Тема взросления человека лежит в области культуры, в своё время меня вдохновили тексты Сергея Смирнова, нашего новосибирского философа, который говорил о проблеме культурного возраста. Он может отличаться от паспортного возраста. Скажем, 12-летний подросток может оказаться вполне сложившимся культурным взрослым в некоторых вопросах, а 40-летний — вести себя, как ребёнок, инфантильно и невежественно. Мы можем быть детьми в отдельных областях, медицине, юриспруденции, а в своей профессии быть культурным взрослым, как вы в журналистике. Культура — мера всех вещей. Без культуры общество не выживет, оно обречено. В нашем спектакле брат и сестра Мари смеются над уродством Щелкунчика, не понимая, что демонстрируют своё внутреннее культурное уродство… Я очень благодарна людям, которые мне встречались в жизни и оказали огромное влияние на моё развитие. У каждого из нас своя «нить Ариадны», я свою очень ценю
Полный текст статьи на сайте "Ведомости"