Найти тему
Ирина Минкина

Тупик клипового мышления

На днях министр иностранных дел Анналена Бербок на очередной международной конференции заявила, что, мол, "в сотнях тысяч километров от Германии" тоже есть страны. Ей, конечно, корректно напомнили о том, что если измерить наш земной шар по экватору, то больше сорока тысяч километров-то и не наберётся, но в целом никакому остракизму никто Анналену Бербок не предал - ни за рубежом, ни у нас в стране. Почему? Наверное, потому, что для большинства из тех, кто слышал или читал высказывания Бербок, никакого противоречия в её заявлениях не было.

И Бербок не одинока в своих высказываниях. Таких, как она, - много. При этом для меня самое печальное заключается в том, что много их таких и у нас в стране.

Вот все ругают наше образование: мол, плохо учат. Да не плохо учат, не в этом беда. Беда в том, что наше образование фрагментарное. Оно не нацелено на то, чтобы у человека в голове была создана целостная картина мира. Цель современного образования (в идеале) - сделать из человека узкого специалиста, заточенного на выполнение определённого спектра операций, пускай даже и довольно сложных.

Современное образование лично мне напоминает непригодный для носки костюм из пародии Аркадия Райкина "Кто сшил костюм?". Герой пародии пытается разобраться, в чём причина того, что костюм получился плохим. И оказывается, что по отдельности все этапы изготовления костюма выполнены вроде бы хорошо. "К пуговицам претензии есть?" - говорит ответственная за пуговицы. "К рукавам претензии есть?" - вторит ей ответственная за рукава. И вроде бы по отдельности у заказчика нет никаких претензий, но на выходе, в целом, он имеет непригодное изделие.

То же самое я порой наблюдаю и в современном образовании. Причём, заметьте, употребляя словосочетание современное образование, я имею в виду не только сады, школы, колледжи и вузы. Их тоже, но не только их. Я имею в виду весь массив образовательной информации, которая в разных видах доносится до населения. Это и различные вебинары, и курсы, и мастер-классы, и бог ещё знает что. Все они доносят информацию до своих слушателей фрагментарно.

Это и есть то самое клиповое мышление. Кусочек узнал оттуда, кусочек отсюда. Ив итоге у человека в голове всё хранится в виде разрозненных кусочков. Что-то знаю про вторую мировую, что-то знаю про Наполеона - а там лежит кусочек про "десять заповедей Христа" (взято в кавычки специально - ведь говорят так). Но проблема-то в том, что из этих кусочков не рождается единой картины, целого полотна. Из кусочков рождается абсолютный винегрет, в котором напрочь отсутствуют причинно-следственные связи, где одно никак не связано с другим. На выходе человек не может выстроить никакой логической цепочки из событий прошлого и настоящего. Он может только вытащить какой-то отдельный факт из колоды случайным образом собранных в его голове карт, который непонятно к чему приложить, а главное - не вполне ясно, что из этого следует.

Кстати говоря, чего уж греха таить, такой предмет современной начальной школы, как окружающий мир, - это и есть тот самый винегрет, который нашим детям старательно вкладывают в голову. Ведь этот курс направлен, в моём понимании, на развитие клипового мышления. Если кто-то не знает, то вкратце - пара слов о том, из чего состоит школьный курс по окружающему миру. Это квинтэссенция популярной в начале 90-х псевдоэнциклопедии под названием "Всё обо всём". Из серии: сегодня мы немножко проходим ракообразных, завтра - чуть-чуть правил ГИБДД, послезавтра - в общих чертах говорим о том, откуда появились деньги, послепослезавтра - несколько слов про камни. Причём, кстати говоря, я помню, как мой старший сын сидел в растерянности, пытаясь понять, к чему вообще приписаны эти камни в курсе окружающего мира. Там же не было написано, что такое литосфера, из чего она состоит. Там были даны примеры: кремень, гранит, базальт. А что ребёнок может сделать с этими названиями? Ему ведь не объяснили, что эти камни взяты как примеры составляющих разных слоев литосферы. Соответственно, в лучшем случае ребёнок автоматически, как попугай, запомнит эти слова - гранит, кремень, базальт. С информацией, поданной в таком виде, впоследствии ничего невозможно будет сделать, никак к своей пользе употребить эту информацию будет нельзя. Эти "кремень, гранит, базальт" не помогут человеку познать мир, объяснить его, выстроить в своей голове какие-либо причинно-следственные связи. Они станут добавкой к тому самому винегрету из фактов.


В итоге что мы УЖЕ имеем на сегодняшний день? Множество узких специалистов - тех самых ответственных за пуговицы и ответственных за рукава. Классные IT-специалисты, которые пишут сложнейшие программы, но часто не могут вспомнить, в каком году Наполеон вторгся в Россию, а также прекрасные логопеды, не знающие, что такое Бразилия, - это вот такой вот своеобразный печальный итог клипового образования и - шире - клипового мышления. Начальник участка, который видит только свой участок, не имея ни малейшего представления о предприятии, на котором он работает, - это данность, с которой теперь что-то нужно делать.

А делать с этим обязательно что-то нужно. Потому что поколение узких специалистов - это и есть целевая аудитория любой пропаганды, причём - по закону бутерброда - пропаганды противника (что и понятно: рвётся там, где тонко). Та же самая оппозиционная повестка на этих людях прекрасно сработала. Почему? Потому что так называемые либеральные ломы (которые сами-то прекрасно образованы, и отнюдь не фрагментарно) умело вбрасывали какие-то отдельные факты в среду узких специалистов, выстраивая нужные им причинно-следственные связи. А возразить что-либо, оппонировать этим либеральным ломам обладатели клипового мышления не могли и не могут по причине того, что для того чтобы оппонировать, нужно иметь в голове целостное знание. Нужно ощущать себя как человека во времени и пространстве. Нужно страну свою видеть во времени и пространстве. Понимать, хотя бы в общих чертах, те исторические процессы, которые происходили и происходят в мире и в стране. А это уже выходит за рамки клипового мышления, никак с ним не сочетается.

К примеру, когда я слышу утверждение о том, что "если бы не было 24 февраля 2022 года, то всё было бы хорошо", я понимаю, что разговор с таким оппонентом должен быть настолько объёмным, что в рамки нашего с ним общения вряд ли впишется. Ведь помимо исторической и политической конъюнктуры нужно вообще начинать с того, что у любого военного конфликта (как и у любого события в целом) есть повод и есть причины. Причём причины есть имманентные и неимманентные, и так далее, и тому подобное. Иначе можно смело говорить о том, что Первая Мировая началась из-за Гаврилы Принципа. И попробуй ещё потом некоторых иных убеди, что это не так.

Безусловно, я не утверждаю, что абсолютно все те, кто не поддерживает происходящие сейчас события, - это жертвы клипового мышления. Нет, конечно. Я знаю людей (и среди моих подписчиков такие тоже есть), которые, будучи образованными, грамотными людьми, имеют другое мнение относительно пути развития нашей страны. В общем-то, и странно было бы предполагать, что таких людей не существует. Ведь даже жизнью в раю, как утверждается в Библии, не все были довольны. Что уж говорить о том, что современный мир в целом и жизнь в нашей стране в частности далеки от райских кущ. Однако я убеждена в том, что большинство оппозиционеров - это те самые носители клипового мышления. Потому что, будь иначе, даже их протест был бы другим. Их осознание было бы другим. Их утверждения были бы менее безапелляционными и более осмысленными. Потому что призывать осмысленно к каким-то революционным переменам могут единицы - те люди, которым нечего терять, которые доведены до крайностей, которым нечего есть в прямом смысле слова или которые являются таковыми в силу своей природы (привет князю Кропоткину). Остальные же люди просто-напросто не осознают последствий своих утверждений. Не представляют себе (потому что не читали, не знают ничего о мировых прецедентах) последствий своих слов, если бы эти слова были претворены в жизнь. Потому что - клиповое мышление.

Собственно говоря, и сидящие без света и в холоде жители страны "по ту сторону ленточки", - они ведь тоже, будучи соучастниками событий 2014 года, вряд ли могли выстроить в своей голове длинные логические цепочки, задействующие систему причинно-следственных связей. Так как если бы они это сделали, они бы с легкостью могли бы увидеть, что именно их ожидает через некоторое время. Они бы осознали, что то, что происходит сейчас, - это логическое (увы) завершение процесса, который начался задолго до веерных отключений электричества и выхода из строя насосов в их домах.