Найти в Дзене

Про культуру отмены и что не так с Баленсиага

Пару недель назад очередные неприятности свалились на Balenciaga. Их рекламная кампания обернулась провалом и в итоге вылилась в конспирологические теории о пропаганде и педофилах в моде, заявления от руководства марки, Кардашьян и Гвасалии, 25 миллионный иск и вирусный тренд на уничтожение вещей бренда.

-2

Что не так со съёмкой?

Если кратко, то бренд выпустил рекламную кампанию, вернее даже две.

16 ноября марка показала рекламу Balenciaga Gift Shop, которая должна была стать, согласно в настоящий момент удаленному пресс-релизу, «выражением того, что люди коллекционируют и получают в качестве подарков».

Триггером послужила детская съемка [во взрослой внимательные эксперты разглядели порочащие детали уже позже].

-3
-4

Проблема? На них дети с мягкими игрушками в руках, но на самих игрушках - весьма взрослые атрибуты, в BDSM тематике.

-5

В рекламе сезона Spring 2023 с Николь Кидман и Изабель Юппер [только было я подумал, что бренд наконец снял что-то приличное и эстетичное] нашлись страницы из дела Верховного суда Соединённых Штатов против Уильямса 2008, о запрете пособничества детской порнографии и не распространения Первой поправки [гарантирующей свободу слова] на неё. Совпадение? Интернет так не думает.

-6

Естественно последовали обвинения, многие пользователи сочли рекламу неприемлемой и сексуализирующей детей. Кстати, любопытно с чего вообще в 2008 разбирать подобное дело, когда такие ситуации и возникать не должны. 

-7

Кидман, которая до сих пор не высказалась, подвергается жесткой критике за молчание по поводу ситуации. Ведь она транслировала это послание своим 8,7 миллионам подписчикам в Instagram. 

Про Канье не забыли

Моя коллега сказала, что это бренду кармическая месть за отказ от KanYe.

Об их разладе с Balenciaga вот тут: 

Kanye, Balenciaga и второй развод за год
Кирилл Акимов. Стилист22 октября 2022

Некоторые блоггеры, кстати, даже выдвигали конспирологические теории, что Канье, давно работая в индустрии, сам решил покинуть Balenciaga из-за детской сексуализации и пропаганды педофилии. 

Видео и подкасты на эту тему быстро набрали популярность, как и комменты в духе

“Kanye KNOWS. Trump KNOWS. We KNOW”

[Kanye ЗНАЕТ. Трамп ЗНАЕТ. Мы ЗНАЕМ] 

“Turn off the World Cup. Burn your Balenciaga. Do not shop there anymore,”

[Отмените Чемпиона Мира. Сожгите свои Баленсиага. Не покупайте там больше] 

And shoutout to Kanye for cutting ties with those people because there’s more to all of this than meets the eye.”

[Молодец Канье, что разорвал все связи с этими людьми, потому как за этой историей кроется больше, чем кажется на первый взгляд]. 

При этом, конечно, полностью игнорируется тот факт, что бренд, все же сам отказался от дальнейшего сотрудничества. В связи с задокументированными и очень конкретными обвинениями в антисемитизме. 

Заявление бренда и преследование фотографа

Меньше, чем через неделю Balenciaga убрали все картинки с мишками и выступили с извинениями и признанием, что задействовать моделей-детей со взрослыми аксессуарами было неправильно. 

«Мы решительно осуждаем жестокое обращение с детьми. Мы никогда не планировали подобных действий и ассоциаций. Наши плюшевые медвежьи сумки не должны были быть представлены детьми. Две отдельные рекламные кампании, о которых идет речь, отражают серию серьезных ошибок, за которые Balenciaga берет на себя ответственность».

Собственно повиниться, признать ошибки, а заодно сказать что «мы вовсе не то имели ввиду, и мы против всего плохого», глобально единственный выход для кого-то, кого пытаются отменить. 

-8

Фотограф Gabriele Galimberti, который делал съемку, вообще известен как фотожурналист, снимающий людей в окружении принадлежащих им вещей.

И согласно его заявлению, он был приглашён, представителями бренда, чтобы в своём знаменитом документальном стиле запечатлеть детей в панковской тематике для рождественского кампейна. И что все юные модели на фото - дети сотрудников компании, а сам он не контролировал то, что будет присутствовать в кадре и не выбирал медведей.

Но кого это волнует, метла отмены метёт всех и сразу. За следующую неделю итальянец лишился двух запланированных съёмок, а его личные данные, в том числе телефонный номер, попали в сеть с призывами к бойкоту и угрозам. 

«По реакции людей становится ясно, что мои фотографии их оскорбили. Но первоисточником была другая кампания, потому что люди стали рассматривать фотографии Balenciaga и нашли документ Верховного суда. Они стали думать, что между этими двумя съёмками есть связь. И многие СМИ поспешили обвинить меня» 

Несомненно подобного рода преступления ужасны, и даже намерения преступны, да и вообще сама тема очень тяжелая.

Галимберти говорит, что ежедневно получает тысячи сообщений, в которых его называют педофилом или призывают покончить с собой. А так же, что популярность интернет-теорий привела к тому, что люди заходят слишком далеко в расследованиях и делают вывод, что даже безобидные фотографии с детьми или о детях являются подсказками, тайными сообщениями о педофилии. Хотя он говорит, что представители Balenciaga призвали его сделать свои аккаунты приватными, он отказывается.

Порой, желание добиться справедливости интернет сообщество подменяет охотой на ведьм. В конце концов, если долго вглядываться в бездну, она тоже начнёт вглядываться в тебя. 

Так на кого Balenciaga подавали в суд и уже не подают? 

Хотя Balenciaga взяла на себя ответственность за использование медведей с детьми-моделями, компания заявляет, что не несет ответственности за документы и декорации, появившиеся в весенней кампании 2023 года. Balenciaga заявили, что предметы на столе должны были быть поддельными юридическими документами, арендованными в бутафорском доме, но каким-то образом оказались настоящими.

«Включение этих неутвержденных документов было результатом безрассудной небрежности, на которую Balenciaga подала жалобу. Мы берем на себя полную ответственность за отсутствие надзора и контроля над документами в фоновом режиме, мы могли бы поступить иначе». 

Согласно иску, поданному на прошлой неделе Баленсиага теперь требует возмещения убытков в размере 25 миллионов долларов от продюсерской компании North Six и сет-дизайнера Nicholas Des Jardins за фотосессию в офисе. Утверждая, что обе стороны поступили «злонамеренно или, по крайней мере, чрезвычайно безрассудно», включая юридические документы на съёмочный процесс. 

Но, учитывая то, как обычно проходит процесс работы, и как в таких больших кампаниях утверждается чуть ли не каждая пуговица, а так же то, что на съёмке присутствует представители бренда, вряд ли можно сказать, что Balenciaga совсем, полностью, ну вот вообще не при чем..

У адвоката Des Jardins другой взгляд на это:

«Конечно, никакой злонамеренной схемы не было, как известно Баленсиаге, многочисленные коробки с документами просто были арендованы в реквизиторской конторе. Более того, на съемках присутствовали представители Balenciaga, которые наблюдали и занимались бумагами и реквизитом, а Де Жарден, как сценограф, не отвечал за выбор кадров которые были использованы после съемки». 

Продюсерская компания North Six воздерживаются от комментариев, но источник, близкий к группе, сообщил журналу Rolling Stone, что North Six занимались съёмкой только с точки зрения логистики и организации, компания не участвовала в творческом процессе или отборе финальных фотографий.

И продакшен, и сет-дизайнер нашли немалую поддержку в социальных сетях и бренду, вероятно, пришлось пойти на попятный и не продолжать судебное разбирательство. Что само по себе выглядит уже как признание вины. 

Balenciaga извинились, но все равно отменяются?

-9

С момента своего первого извинения 22 ноября Balenciaga удалила все фотографии в своем аккаунте в Социальной сети, кроме заявлений с извинениями за то, что они назвали «ошибками». 

Все началось как небольшой протест со стороны меньших аккаунтов с хештегом #SaveTheChildren. Вообще, это призыв против торговли людьми, который уже давно используется сторонниками теорий заговора. Но вскоре он распространился на более крупные платформы, в том числе, на популярные фэшн-аккаунты и общественных деятелей, которые призвали знаменитостей, сотрудничающих с Balenciaga, высказаться. 

Вечером прошлого воскресенья, Ким Кардашьян, которая много раз работала с брендом на протяжении последних лет, прервала молчание через Твиттер, сказав, что ценит удаление Balenciaga из рекламных кампаний. 

«Последние несколько дней я молчала, не потому, что не испытывала отвращения и возмущения недавними кампаниями Balenciaga, а потому, что хотела иметь возможность поговорить с их командой, чтобы понять для себя, как такое могло произойти».

А ещё через час после своего поста Кардашьян добавила дополнительное заявление, в котором говорилось, что она «пересмотрит» свои отношения с брендом.

Но и самой ей приходится сталкиваться с гневными комментариями.

Например, после того как она начала выставлять фотографии украшенного [если это так можно назвать] дома к рождественским праздникам

-10

Комментарии с хештегом бойкота Balenciaga живо запестрили под постом. Высказывания в духе :

«Мы этого не забудем» и «в разгаре скандал касающийся детей и он не утих, и надеемся не утихнет, а тебе волнует это».

Кое-кто припомнил ей ещё и фотографии дочери North West с кожаным мешком на голове

-11

Не слишком помогает ни то что она отказалась принять участие в рекламе бренда, ни то что переслала выгуливать Balenciaga, аза нарядами для некоторых мероприятий уже обратилась к другим маркам.

Демна тоже извиняется

Ситуация зашла так далеко, что даже креативный директор марки [Демна Гвасалия] забеспокоился и решил высказаться помимо официальных заявлений марки. 

«Хочу лично извиниться за неверный выбор художественной концепции рекламной компании и беру на себя ответственность. Было неуместно, чтобы дети рекламировали предметы, которые не имеют к ним никакого отношения».

British Fashion Council в пятницу объявили что Balenciaga приняли решение не участвовать в мероприятии. Демна изначально был одним из претендентов в категории Дизайнер Года, вместе с Miuccia Prada и Pierpaolo Piccioli, который работает в Valentino. 

«Мне нужно извлечь из этого урок, слушать и взаимодействовать с организациями по защите детей, чтобы знать, как я могу внести свой вклад и помочь в этом ужасном вопросе», — говорится в сообщении Демны. «Как бы мне иногда ни хотелось спровоцировать мысль своей работой, у меня НИКОГДА не было намерения делать это с такой ужасной темой, как жестокое обращение с детьми, которую я осуждаю. 
Я прошу прощения у всех, кого оскорбили кадры, и Balenciaga гарантировала, что будут приняты адекватные меры не только для предотвращения подобных ошибок в будущем, но и для того, чтобы взять на себя ответственность за защиту благополучия детей всеми возможными способами».

Комментарии к посту, единственному в ленте Демны, отключены, и за несколько часов он набрал чуть более 14 000 лайков.

Дизайнер, при этом, полностью умолчал о второй компании, про которую уже шла речь.

Все это не слишком помогает

Неделю назад активист разрисовал витрины одного из магазинов соответствующими надписями, согласно материалу Newsweek

-12

И это уже не единичный случай. Так распислаи магазин на Родео Драйв

-13

Ну, а в социальных сетях самые популярные материалы с хештегами бренда - это по прежнему критика и призывы к отмене и демонстративное уничтожение вещей.

-14

Честно говоря, я несколько раз дописывал и менял содержание материала. Во-первых, уж очень непростая тема, во-вторых, почти каждый день появлялись дополнительные данные. Но, кажется, все что можно, уже произошло.

История очень показательная, с одной стороны тем, что при наличии огромного количества возможностей и свобод, мы, порой, не можем ими правильно распорядиться, а некоторые начинают ими злоупотреблять. Многие мои коллеги и знакомые из индустрии были в восторге от той новой эстетики, которую проповедовала марка. Поддерживали её деньгами. Показы в грязи, модели с нелепой походкой, спорные заявления, некомплиментарная одежда, плохо сделанные и неоправданно дорогие сумки - обо всем этом писали, говорили и хотели быть причастным. Медленно это вело к всё большим попыткам расширить границы дозволенного, но в определённый момент они перестали расступаться и, вот, мы видим то, что видим. Как показывает эта ситуация, всех многочисленных возможностей легко лишиться, при этом легко пострадать, даже если ты не виноват в произошедшем. Подумайте о гневных сообщениях к фотографу с угрозами и призывами к самоубийству - это же преступление. Это проще, чем разбираться в вопросе - устроить охоту на ведьм, но это опасное дел. Как я писал в предыдущем материале, бессистемность и непоследовательность культуры отмены не доведут до добра.

При этом, тот факт, что такой непростой вопрос даже в опосредованном виде получил широкую огласку [люди об этом высказываются, призывают обратить внимание] важен. Это показатель того, что не все потеряно.

Однако всё это случилось в том числе потому, что очень популярная марка и известные знаменитости оказались вовлечены. Это оставляет открытым вопрос, что пока широко освящается ситуация, хоть и выходящая за рамки, все же не опасная для детей в ней участвующих [надо полагать дети в принципе не знают что они держат в руках], реальные преступления и по-настоящему опасные люди по-прежнему где-то неподалёку.