Пару недель назад очередные неприятности свалились на Balenciaga. Их рекламная кампания обернулась провалом и в итоге вылилась в конспирологические теории о пропаганде и педофилах в моде, заявления от руководства марки, Кардашьян и Гвасалии, 25 миллионный иск и вирусный тренд на уничтожение вещей бренда.
Что не так со съёмкой?
Если кратко, то бренд выпустил рекламную кампанию, вернее даже две.
16 ноября марка показала рекламу Balenciaga Gift Shop, которая должна была стать, согласно в настоящий момент удаленному пресс-релизу, «выражением того, что люди коллекционируют и получают в качестве подарков».
Триггером послужила детская съемка [во взрослой внимательные эксперты разглядели порочащие детали уже позже].
Проблема? На них дети с мягкими игрушками в руках, но на самих игрушках - весьма взрослые атрибуты, в BDSM тематике.
В рекламе сезона Spring 2023 с Николь Кидман и Изабель Юппер [только было я подумал, что бренд наконец снял что-то приличное и эстетичное] нашлись страницы из дела Верховного суда Соединённых Штатов против Уильямса 2008, о запрете пособничества детской порнографии и не распространения Первой поправки [гарантирующей свободу слова] на неё. Совпадение? Интернет так не думает.
Естественно последовали обвинения, многие пользователи сочли рекламу неприемлемой и сексуализирующей детей. Кстати, любопытно с чего вообще в 2008 разбирать подобное дело, когда такие ситуации и возникать не должны.
Кидман, которая до сих пор не высказалась, подвергается жесткой критике за молчание по поводу ситуации. Ведь она транслировала это послание своим 8,7 миллионам подписчикам в Instagram.
Про Канье не забыли
Моя коллега сказала, что это бренду кармическая месть за отказ от KanYe.
Об их разладе с Balenciaga вот тут:
Некоторые блоггеры, кстати, даже выдвигали конспирологические теории, что Канье, давно работая в индустрии, сам решил покинуть Balenciaga из-за детской сексуализации и пропаганды педофилии.
Видео и подкасты на эту тему быстро набрали популярность, как и комменты в духе
“Kanye KNOWS. Trump KNOWS. We KNOW”
[Kanye ЗНАЕТ. Трамп ЗНАЕТ. Мы ЗНАЕМ]
“Turn off the World Cup. Burn your Balenciaga. Do not shop there anymore,”
[Отмените Чемпиона Мира. Сожгите свои Баленсиага. Не покупайте там больше]
“And shoutout to Kanye for cutting ties with those people because there’s more to all of this than meets the eye.”
[Молодец Канье, что разорвал все связи с этими людьми, потому как за этой историей кроется больше, чем кажется на первый взгляд].
При этом, конечно, полностью игнорируется тот факт, что бренд, все же сам отказался от дальнейшего сотрудничества. В связи с задокументированными и очень конкретными обвинениями в антисемитизме.
Заявление бренда и преследование фотографа
Меньше, чем через неделю Balenciaga убрали все картинки с мишками и выступили с извинениями и признанием, что задействовать моделей-детей со взрослыми аксессуарами было неправильно.
«Мы решительно осуждаем жестокое обращение с детьми. Мы никогда не планировали подобных действий и ассоциаций. Наши плюшевые медвежьи сумки не должны были быть представлены детьми. Две отдельные рекламные кампании, о которых идет речь, отражают серию серьезных ошибок, за которые Balenciaga берет на себя ответственность».
Собственно повиниться, признать ошибки, а заодно сказать что «мы вовсе не то имели ввиду, и мы против всего плохого», глобально единственный выход для кого-то, кого пытаются отменить.
Фотограф Gabriele Galimberti, который делал съемку, вообще известен как фотожурналист, снимающий людей в окружении принадлежащих им вещей.
И согласно его заявлению, он был приглашён, представителями бренда, чтобы в своём знаменитом документальном стиле запечатлеть детей в панковской тематике для рождественского кампейна. И что все юные модели на фото - дети сотрудников компании, а сам он не контролировал то, что будет присутствовать в кадре и не выбирал медведей.
Но кого это волнует, метла отмены метёт всех и сразу. За следующую неделю итальянец лишился двух запланированных съёмок, а его личные данные, в том числе телефонный номер, попали в сеть с призывами к бойкоту и угрозам.
«По реакции людей становится ясно, что мои фотографии их оскорбили. Но первоисточником была другая кампания, потому что люди стали рассматривать фотографии Balenciaga и нашли документ Верховного суда. Они стали думать, что между этими двумя съёмками есть связь. И многие СМИ поспешили обвинить меня»
Несомненно подобного рода преступления ужасны, и даже намерения преступны, да и вообще сама тема очень тяжелая.
Галимберти говорит, что ежедневно получает тысячи сообщений, в которых его называют педофилом или призывают покончить с собой. А так же, что популярность интернет-теорий привела к тому, что люди заходят слишком далеко в расследованиях и делают вывод, что даже безобидные фотографии с детьми или о детях являются подсказками, тайными сообщениями о педофилии. Хотя он говорит, что представители Balenciaga призвали его сделать свои аккаунты приватными, он отказывается.
Порой, желание добиться справедливости интернет сообщество подменяет охотой на ведьм. В конце концов, если долго вглядываться в бездну, она тоже начнёт вглядываться в тебя.
Так на кого Balenciaga подавали в суд и уже не подают?
Хотя Balenciaga взяла на себя ответственность за использование медведей с детьми-моделями, компания заявляет, что не несет ответственности за документы и декорации, появившиеся в весенней кампании 2023 года. Balenciaga заявили, что предметы на столе должны были быть поддельными юридическими документами, арендованными в бутафорском доме, но каким-то образом оказались настоящими.
«Включение этих неутвержденных документов было результатом безрассудной небрежности, на которую Balenciaga подала жалобу. Мы берем на себя полную ответственность за отсутствие надзора и контроля над документами в фоновом режиме, мы могли бы поступить иначе».
Согласно иску, поданному на прошлой неделе Баленсиага теперь требует возмещения убытков в размере 25 миллионов долларов от продюсерской компании North Six и сет-дизайнера Nicholas Des Jardins за фотосессию в офисе. Утверждая, что обе стороны поступили «злонамеренно или, по крайней мере, чрезвычайно безрассудно», включая юридические документы на съёмочный процесс.
Но, учитывая то, как обычно проходит процесс работы, и как в таких больших кампаниях утверждается чуть ли не каждая пуговица, а так же то, что на съёмке присутствует представители бренда, вряд ли можно сказать, что Balenciaga совсем, полностью, ну вот вообще не при чем..
У адвоката Des Jardins другой взгляд на это:
«Конечно, никакой злонамеренной схемы не было, как известно Баленсиаге, многочисленные коробки с документами просто были арендованы в реквизиторской конторе. Более того, на съемках присутствовали представители Balenciaga, которые наблюдали и занимались бумагами и реквизитом, а Де Жарден, как сценограф, не отвечал за выбор кадров которые были использованы после съемки».
Продюсерская компания North Six воздерживаются от комментариев, но источник, близкий к группе, сообщил журналу Rolling Stone, что North Six занимались съёмкой только с точки зрения логистики и организации, компания не участвовала в творческом процессе или отборе финальных фотографий.
И продакшен, и сет-дизайнер нашли немалую поддержку в социальных сетях и бренду, вероятно, пришлось пойти на попятный и не продолжать судебное разбирательство. Что само по себе выглядит уже как признание вины.
Balenciaga извинились, но все равно отменяются?
С момента своего первого извинения 22 ноября Balenciaga удалила все фотографии в своем аккаунте в Социальной сети, кроме заявлений с извинениями за то, что они назвали «ошибками».
Все началось как небольшой протест со стороны меньших аккаунтов с хештегом #SaveTheChildren. Вообще, это призыв против торговли людьми, который уже давно используется сторонниками теорий заговора. Но вскоре он распространился на более крупные платформы, в том числе, на популярные фэшн-аккаунты и общественных деятелей, которые призвали знаменитостей, сотрудничающих с Balenciaga, высказаться.
Вечером прошлого воскресенья, Ким Кардашьян, которая много раз работала с брендом на протяжении последних лет, прервала молчание через Твиттер, сказав, что ценит удаление Balenciaga из рекламных кампаний.
«Последние несколько дней я молчала, не потому, что не испытывала отвращения и возмущения недавними кампаниями Balenciaga, а потому, что хотела иметь возможность поговорить с их командой, чтобы понять для себя, как такое могло произойти».
А ещё через час после своего поста Кардашьян добавила дополнительное заявление, в котором говорилось, что она «пересмотрит» свои отношения с брендом.
Но и самой ей приходится сталкиваться с гневными комментариями.
Например, после того как она начала выставлять фотографии украшенного [если это так можно назвать] дома к рождественским праздникам
Комментарии с хештегом бойкота Balenciaga живо запестрили под постом. Высказывания в духе :
«Мы этого не забудем» и «в разгаре скандал касающийся детей и он не утих, и надеемся не утихнет, а тебе волнует это».
Кое-кто припомнил ей ещё и фотографии дочери North West с кожаным мешком на голове
Не слишком помогает ни то что она отказалась принять участие в рекламе бренда, ни то что переслала выгуливать Balenciaga, аза нарядами для некоторых мероприятий уже обратилась к другим маркам.
Демна тоже извиняется
Ситуация зашла так далеко, что даже креативный директор марки [Демна Гвасалия] забеспокоился и решил высказаться помимо официальных заявлений марки.
«Хочу лично извиниться за неверный выбор художественной концепции рекламной компании и беру на себя ответственность. Было неуместно, чтобы дети рекламировали предметы, которые не имеют к ним никакого отношения».
British Fashion Council в пятницу объявили что Balenciaga приняли решение не участвовать в мероприятии. Демна изначально был одним из претендентов в категории Дизайнер Года, вместе с Miuccia Prada и Pierpaolo Piccioli, который работает в Valentino.
«Мне нужно извлечь из этого урок, слушать и взаимодействовать с организациями по защите детей, чтобы знать, как я могу внести свой вклад и помочь в этом ужасном вопросе», — говорится в сообщении Демны. «Как бы мне иногда ни хотелось спровоцировать мысль своей работой, у меня НИКОГДА не было намерения делать это с такой ужасной темой, как жестокое обращение с детьми, которую я осуждаю.
Я прошу прощения у всех, кого оскорбили кадры, и Balenciaga гарантировала, что будут приняты адекватные меры не только для предотвращения подобных ошибок в будущем, но и для того, чтобы взять на себя ответственность за защиту благополучия детей всеми возможными способами».
Комментарии к посту, единственному в ленте Демны, отключены, и за несколько часов он набрал чуть более 14 000 лайков.
Дизайнер, при этом, полностью умолчал о второй компании, про которую уже шла речь.
Все это не слишком помогает
Неделю назад активист разрисовал витрины одного из магазинов соответствующими надписями, согласно материалу Newsweek
И это уже не единичный случай. Так распислаи магазин на Родео Драйв
Ну, а в социальных сетях самые популярные материалы с хештегами бренда - это по прежнему критика и призывы к отмене и демонстративное уничтожение вещей.
Честно говоря, я несколько раз дописывал и менял содержание материала. Во-первых, уж очень непростая тема, во-вторых, почти каждый день появлялись дополнительные данные. Но, кажется, все что можно, уже произошло.
История очень показательная, с одной стороны тем, что при наличии огромного количества возможностей и свобод, мы, порой, не можем ими правильно распорядиться, а некоторые начинают ими злоупотреблять. Многие мои коллеги и знакомые из индустрии были в восторге от той новой эстетики, которую проповедовала марка. Поддерживали её деньгами. Показы в грязи, модели с нелепой походкой, спорные заявления, некомплиментарная одежда, плохо сделанные и неоправданно дорогие сумки - обо всем этом писали, говорили и хотели быть причастным. Медленно это вело к всё большим попыткам расширить границы дозволенного, но в определённый момент они перестали расступаться и, вот, мы видим то, что видим. Как показывает эта ситуация, всех многочисленных возможностей легко лишиться, при этом легко пострадать, даже если ты не виноват в произошедшем. Подумайте о гневных сообщениях к фотографу с угрозами и призывами к самоубийству - это же преступление. Это проще, чем разбираться в вопросе - устроить охоту на ведьм, но это опасное дел. Как я писал в предыдущем материале, бессистемность и непоследовательность культуры отмены не доведут до добра.
При этом, тот факт, что такой непростой вопрос даже в опосредованном виде получил широкую огласку [люди об этом высказываются, призывают обратить внимание] важен. Это показатель того, что не все потеряно.
Однако всё это случилось в том числе потому, что очень популярная марка и известные знаменитости оказались вовлечены. Это оставляет открытым вопрос, что пока широко освящается ситуация, хоть и выходящая за рамки, все же не опасная для детей в ней участвующих [надо полагать дети в принципе не знают что они держат в руках], реальные преступления и по-настоящему опасные люди по-прежнему где-то неподалёку.