Найти в Дзене
Валаамский монастырь

Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт

Эта фраза из старого мультфильма, как частенько случается в нашей жизни, «пошла в народ» и стала пословицей. Однако, не зря говорится, «сказка ложь, да в ней намёк…». В этих нескольких словах сконцентрирована очень глубокая мысль – о важности наречения имён. А если копнуть ещё глубже – о действенной силе слова, как произнесённого, так и не высказанного; о невидимой, но прочнейшей связи слова с той умопостижимой сущностью, эйдосом, символом которого оно является в нашем мире, и, соответственно – образом действия этом мире. Вот даже только что использованный штамп «копнуть глубже» никто ведь и не подумает понимать буквально – чем копнуть, что и где копнуть. Так о какой глубине речь? Давайте попробуем разобраться. И разбираться в этот раз мы будем… с символами. Один из великих святых недавнего прошлого, источник «воды живой, текущей в жизнь вечную», дал нам прекрасный образ (или символ) нашего мира. Представьте себе человека, смотрящего на текст, написанный китайскими иероглифами, но при

Эта фраза из старого мультфильма, как частенько случается в нашей жизни, «пошла в народ» и стала пословицей. Однако, не зря говорится, «сказка ложь, да в ней намёк…». В этих нескольких словах сконцентрирована очень глубокая мысль – о важности наречения имён. А если копнуть ещё глубже – о действенной силе слова, как произнесённого, так и не высказанного; о невидимой, но прочнейшей связи слова с той умопостижимой сущностью, эйдосом, символом которого оно является в нашем мире, и, соответственно – образом действия этом мире. Вот даже только что использованный штамп «копнуть глубже» никто ведь и не подумает понимать буквально – чем копнуть, что и где копнуть. Так о какой глубине речь? Давайте попробуем разобраться. И разбираться в этот раз мы будем… с символами.

Один из великих святых недавнего прошлого, источник «воды живой, текущей в жизнь вечную», дал нам прекрасный образ (или символ) нашего мира.

Представьте себе человека, смотрящего на текст, написанный китайскими иероглифами, но при этом понятия не имеющего ни о Китае, ни о иероглифах. Он может любоваться и восхищаться удивительным орнаментом, вероятно поскоблит и исследует основу и краски и, возможно, даже попытается подражать этому «прекрасному художественному стилю». Но грамотный китаец вряд ли обратит внимание на мастерство писаря, а сосредоточится на смысле и содержании текста.

И вот ещё прямая цитата: «Господь сотворил множество миров, и они все иерархичны. Высшие царства открываются посредством низших. Царство природы есть иллюстрация Царства нравственности» («Мысли о добре и зле»).

О чём это всё? Да всё о том же. О мире, в котором мы временно находимся. Абсолютно преобладающая символичность речений Писания «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: отверзу уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф. 13:34), постоянное обращение к символам в нашем повседневном общении, а главное – неизбежная конечность нашего здесь пребывания – разве не говорят о некой символичности самого этого мира? И сейчас, когда очевидно «проходит образ мира сего», важность верного понимания того – кто мы, где мы и зачем – выходит на передний план.

Святитель Николай Сербский
Святитель Николай Сербский

Как многие уже догадались, приведённые цитаты (помимо Евангелий), как и многие другие идеи, использованные ранее в наших пабликах на Яндекс Дзен, сформулировал и записал великий поэт духа – святитель Николай Сербский (Велимирович). В принципе, упомянув имя святителя Николая, можно и нужно бы поставить точку, предоставив читателям самим наслаждаться нектаром божественных мыслей, дарованных нам этим светоносным умом, этим райским плодом, выросшем в прекрасной земле Сербской на лозе истины – Христе Иисусе. Но поскольку одной из главных целей на платформе Яндекс монастырь ставит обращение читателей к сокровищнице Священного Предания, дерзнём продолжить наши размышления, прилагая максимум стараний – не сильно испортить то, что нам изрекли мужи богомудрые.

«Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете» (Мф. 16:3) – а в чём именно упрекал Христос фарисеев и саддукеев?

«Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин 3:12). Мы уже неоднократно касались этой темы в прежних статьях. Как всем нам хорошо известно, природа, этот мир в котором мы временно находимся – является пятым Евангелием. Но на каком языке оно написано, и как научиться его читать и понимать?

Очень многие поколения людей воспринимали мир сей именно так – как некую Великую Книгу о временном и вечном. О трансцендентном и имманентном. О божественном и человеческом. И, как и любую другую книгу, каждый её понимал в меру своего разумения. Но что очень важно – понимал. Именно поэтому Христос и обличал современных Ему учёных-интеллектуалов, требовавших от Него «опытно-экспериментальных доказательств» истинности Его учения. «Различать лицо неба вы умеете…» – если вы такие грамотные, почему не понимаете языка обстоятельств? А если действительно не можете понять – как можете претендовать на духовное первенство в народе?

И Церковь на протяжении тысячелетий учила и продолжает учить поколение за поколением этой азбуке символов. Не наслаждаться или раздражаться этим «орнаментом из чёрточек», а читать текст окружающего мира. И не только читать, но и разуметь прочитанное. И ведь что любопытно – стремление читать текст бытия изначально укоренено в нашей природе. Все мы то и дело пытаемся проникнуть в более глубокий смысл обстоятельств, каждый в меру своего разумения – от множества разнообразных «народных примет» до пророчеств святых.

-3

Вот прекрасный пример нашего времени: как-то тихо и незаметно слово «последний» перешло в разряд табуированных. И ведь не какие-то бабки неграмотные учат и следуют этому, а самые что ни на есть «суровые викинги», представители наимаскулиннейших профессий. Теперь правильно говорить «крайний». (Так и всплывает глас вопиющего в пустыне Кин-дза-дза Данелии, помните? «Это твоё заднее слово? – Заднее не бывает».) Нам, людям православным, это даёт великолепный аргумент в полемике с атеистами. Атеист, говорите? Сие есть существо мифическое, в природе пока что не встречавшееся. Покажите хоть одного, будьте добры! И экспресс-тест на самые расхожие приметы… Есть серьёзнейшие основания полагать, что пройдут его далеко «не только лишь все» т.н. атеисты. Уж нам ли, православным-то христианам, не знать, что «человек – существо иррациональное»!

Морок материализма, завладевший умами в последние пару веков, и провозгласивший материю последней и единственной реальностью, сделал человечество практически безграмотным, для которых знаки и слова Великой Книги природы стали просто элементами декора, детским конструктором, теми самыми иероглифами для «лаовая», которые мы ещё и постоянно «подправляем», каждый в меру своей креативности. Мир сейчас воспринимается как среда воплощения своих фантазий. Нечто типа мастерской и стадиона «в одном флаконе». Люди азартно соревнуются в строительстве своих всемирных Вавилонских башен, а они, поначалу предстающие такими внушительно-несокрушимыми, непременно рушатся, как нынешняя, подобно модным нынче мега конструкциям из домино. И только Церковь, как школьный зануда-учитель, год за годом упорно пихает программу родного языка и литературы в головы очередного «поколения пепси». Учите язык Писаний, учите язык Писаний! Зачем? Чтобы быть адекватными миру и той цели, ради которой мы и попадаем в этот мир очень ненадолго. Ведь, положа руку на сердце – кто из нас способен постигать смыслы, казалось бы, давно и хорошо знакомых творений апостолов, не прибегая то и дело к «переводам» Златоуста, Феофилакта Болгарского и прочих «разархиваторов»-толкователей? Да мы просто мыслим в разных форматах! Вот что, к примеру, приходит в голову нашим современникам, когда они сталкиваются с чем-то неведомым? Согласно интернету, если исключить нецензурщину – то, скорее всего останутся одни междометия. (Кстати, по поводу матерщины и именно в русле нашей темы – всеми руками единогласно и абсолютно категорически поддерживаем недавний призыв старца Илия (Ноздрина). Без экологии нашей речи об экологии окружающей можно не беспокоиться вообще. Туне будут труды наши.) А как на впервые увиденных животных реагировал первенец Бога среди людей?

-4

«Адам в Раю был совершенно грамотен и искусен в постижении смысла и значения всех сотворённых Господом существ и предметов. Именно поэтому Адам мог присваивать всякой твари имя, соответствующее её духовной сущности или смыслу, который эта тварь символически обозначала…» (святитель Николай Сербский «Символы и сигналы»).

Как же мы сегодня от этого далеки… Но что говорит великий далее, в те уже давние времена, когда материализм только входил в силу, гипнотизируя ложными чудесами прогресса страны и континенты:

«Мыслителям-материалистам, людям с огрубевшим сердцем, кажется, что давать имена животным – мелкое и незначительное занятие. Конечно, это не такое уж важное дело, если только предположить, что Адам присваивал имена животным так же походя и бессмысленно, как материалисты сегодня дают клички своим лошадям и собакам, скорее лишая их имени, чем нарекая имя. Однако Адам присваивал имена вовсе не походя и не бессмысленно, но с глубоким и точным видением духовной реальности, которую рассматриваемое животное собой представляет» (там же).

Это легкомысленное, бессмысленное отношение к слову давно распространилось и на людей. Вот, к примеру, наши имена. Что они означают, и как это отражается (и отражается ли) в наших судьбах? Кто из сонма наших Серёг, Саньков, Марин и Наташ может без запинки выдать перевод своего имени на родной язык? (Тут есть повод хорошенько призадуматься о причине широкого распространения кличек). А уж спроси их – почему они носят иностранные имена неясного значения, так и вовсе поставишь очень многих людей в тупик. «Ну назвали так… Почему – не знаю…» Можно вполне понять, когда люди нарекают своё чадо Иосифом в честь Прекрасного, или Екатериной в память великомученицы. Но в таком случае человек знает, в честь кого наименован, чем прославился прототип и что означает его имя. И читая в литературе или поминальных записках дивные сербские имена типа Радомир, Мирослав, Милица – поневоле испытываешь лёгкую грусть и уважение: смогли ведь! Ай, молодцы те же сербы! А у нас в качестве реликтов былого великолепия – Владимир, Любовь да несколько вариантов Славиков. Даже Светлана – относительный новодел 19 в., хотя и весьма удачный. В качестве эксперимента, предложите своим знакомым Геннадиям и Евгениям вопрос: чем отличается одно имя от другого?

-5

Задумаемся – и совсем иначе зазвучит обетование Господне: «дам белый камень и на камне новое имя» (Откр. 2:17). Имя, которое выразит сущность спасённой души, её точнейшую характеристику… и, осмелимся предположить, нечто глубоко интимное в отношениях с Творцом, подобно тому, как люди нарекают своих любимых на земле словами, известными лишь двоим. Ведь обетование включает в себя и тайну нового имени для других.

Но как нам научиться понимать символы? Где обрести эту «Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, (и) Господь предназначает всем нам, христианам» (там же)? Что нам делать с этими нашими огрубевшими от всё затопившего материализма сердцами? Каким образом излечиться, очиститься от токсинов, закрывающих сияние Неба от нашего внутреннего ока?

«Огрубевшее сердце означает, что духовный взор сердца закрыт, или сердце духовно слепо. Но именно духовное зрение сердца охватывает всё, что учёные неясно называют подсознанием, интуицией и так далее» (святитель Николай Сербский «Символы и сигналы»).

Только возврат к истокам – к вере, которой жили наши предки. Да, от некогда богатейшего духовного наследия мало что осталось. Наше поколение уже «проедает столовое серебро». Что мы оставим тем, кто будет после нас? Значит, нам надо поднапрячься. Не ждать, что «специально обученные люди» придут и всё исправят, а самим себя перекраивать по Христу. Те, кто постарше, помнят: «учиться, учиться и учиться». И святитель Николай Сербский даже составил нам такой букварь: уже упомянутую работу «Символы и сигналы», которую конечно же мы от всего сердца рекомендуем прочитать, как и прочие книги этого сладкопевца. Но освоение азбуки отнюдь не делает нас грамотными. Ибо «буква убивает, а дух животворит». Дух же, которого послал Господь Церкви в ней и только в ней пребывает. Он и наставляет нас на всякую истину. Процесс этот весьма трудный, долгий и опасный. Тут спешка так же недопустима, как и медлительность. Но у нас ведь самый лучший Учитель. От нас же требуется упорство и настойчивость. От толкований Хрисостома-Златоуста, Добротолюбие, Лествицу, через Ареопагитики, преподобного Максима Исповедника и святителя Григория Паламу до жизни Христом и по Христу проведёт нас Утешитель при условии нашего прилежания и старательности.

Несколько столетий мысленное солнце для всего мира стояло в районе Атлантики. И вот мы в очередной раз переживаем глобальную трансформацию. Всё больше внимания притягивает к себе Восток. Всё возвращается на круги своя… Восток символичен. Всё мировосприятие азиатов – символично. И иероглифическая письменность, возникшая там – разве случайна? Так что такое Восток? Какие смыслы содержатся в этом понятии? Что говорят нам небеса через этот иероглиф? И наконец, главное – что такое этот странный мир, в котором мы появляемся?

-6

Мир – это детская комната, где есть всё: машинки и всякие зверюшки, набор разных конструкторов, всё, но не настоящее, а модели-копии, где дети играют и учатся, а взрослые незаметно наблюдают через приоткрытые двери? Детская комната, где обучаются единственному настоящему и всерьёз – личным отношениям. Ведь Писание и Предание не учат нас разного рода ремёслам и искусствам. Церковь за тысячелетия не оставила ни одной технологии в нашем современном понимании. Весь Новый Завет, вся святоотеческая литература – это исключительно про отношения. Отношения любви. Про отношения с Богом и его земным символом – человеком. Не про это ли и сам этот мир? Но… тут уж каждый волен читать его по-своему.

Итак, что мы уже сейчас можем прочитать из нашей Книги Бытия? Чем реже нечто встречается в мире – тем оно дороже ценится. И наоборот. Например, если деньги печатать неограниченно – они быстро перестанут быть таковыми. А, следовательно, чем воздержаннее мы в слове – тем весомее наше слово. И чем меньше в наших мыслях и речах всякого мусора, набранного из ложных учений, тем больше в нём содержание «небесного золота». Как сказал некто из умудрённых: «язык будущего века – безмолвие, и мы только начинаем учить этот толстый словарь». И нынешний сумбур, творящийся во всём мире так и следует понимать – как призыв Творца возвращаться к урокам. Которые Сам Он да поможет нам как следует уразуметь и усвоить. Тогда с Его помощью мы сможем научиться видеть и читать символы – в том числе и что означает наша страна и мы сами. А не ту кучу разрозненных элементов, предназначение которых не очень понятно.