Много лет меня занимал вопрос по поводу Промысла Бога в моей жизни, ну никак я не мог понять, например о необходимости молитвы, при том, что Бог знает о моем будущем во всех деталях, искал у многих священников ответ, в проповедях и личной беседе, в книгах и опыте других.
Ситуация:
Есть душа... человек. Пусть это буду я сам.
Вот я живу, взращиваю в себе букет страстей. Слегка начинаю заболевать блудными помыслами, осуждением, излишней болтовней. Бог видя, что я сам страдаю от этого, предлагает мне, через жизненные ситуации исправление этих болезней.
На первом этапе, Он слегка касается моей жизни. Конечно мыслями. "Остановись! Прекрати думать, отгони образы, хватит смотреть на чужое тело, не косись на фото в интернете с красотками. Не мысли лишнего, убери шум, дай душе отдых!"
Первый этап я пропустил мимо мысленных ушей и все равно рассматриваю красивое тело другого человека, не пытаюсь даже бороться с осуждением автомобилиста, что припарковал машину кособоко, как мне не нравится. Не останавливаю язык, при первой же мыслишке от беса, что он вкладывает, то я и говорю, словно его рупор, все болтаю и болтаю, до полного опустошения сердца, до заполнения его шумом, нервозностью и тяжестью, а благодать уходит, капля за каплей.
Конечно, Бог наблюдая эту картину решает выдать мне более горькую таблетку. И вот я уже на втором этапе, иду к врачу. Ведь "Болящий перестает грешить". Пока оно там болит, совсем не хочется пускать образы в мысли, да и не до осуждения, даже языком шевелить не охота, но потом болезнь отходит и я снова делаю этот же грех.
Третий этап начинается с серьезных скорбей, ведь первые два я игнорировал многие годы, продолжая упорно расти в блуде, мысли уже выросли не только до образов, но и действий. Сегодня я встречаюсь с Машей из столовой, завтра с Таней после знакомства в метро, а послезавтра одновременно и сразу с фигуристой Катей и даже ее симпатичным мужем!
Находясь в грехе, что перерос в затягивающую страсть, я еще и осуждаю их же. За блуд, за развязанный образ жизни, не замечая, что сам, хуже в сотню раз. Блуд перешел все границы души, осуждение переливается из чаши сердца на всех и вся вокруг и уже не мысленно, а словами. Встречая знакомого, язык не останавливается ни перед изысканным матом, с рассказами о своих походах Казановы, ни перед горами тщеславия, что выпают из меня.
Самое время четвертого этапа. Бог посылает более серьезную скорбь, проблему. Это может быть автомобильная авария, болезнь, при которой я вспомню наконец о смерти, призыв на войну, где горе так же близко, увольнение с работы, полное обнищание, когда надежда останется только на Бога и Его святых, рождение больного ребенка у одной из моих девушек.
А теперь сам вопрос:
Когда я начинаю страдать, а значит прекращаю грех в некоторой мере, я задумываюсь о вечном, ищу решения своих проблем. Пытаюсь найти избавление от болезни тела и мук души вначале у врачей, бабок ворожек, в религии, в церкви. Наконец ищу старцев, что одной молитвой решат все мои жизненные проблемы, и даже нахожу такого молитвенника, и вот он уже молится обо мне к тому самому Богу, что посылал мне исправление моего греха всю мою жизнь.
Так зачем же Богу слушать этого молитвенника? Если у меня резко уйдет болезнь, я не вразумлюсь. После излечения, снова продолжу рост во грехе, убивая свою душу дальше и дальше?
Этим вопросом, как и сказал занимался довольно долго мысленно.
Большинство священников, отвечали:
"Не занимайся, не твоего ума дело, ты не Серафим Саровский!" "Блаженный Августин тоже думал о том, что такое Троица и встретил мальчика на берегу моря, что переливал море в ямку" и в том же духе, прекрати мол, Бог сам знает как нас лечить.
Но ведь я страдаю гордыней, корнем блуда, осуждения, болтовни, а гордыня она такая, сует нос туда куда не нужно, и потакая страсти я продолжал искать.
Святые пишут, что Бог исправляет нас, через наше прошлое. Но как, как именно Он это делает? Почему нужно Ему молиться если мы только навредим тому, за кого просим, отменяя по сути его процесс излечения. Тоже самое, что больного человека, который лежит под капельницами и терпит боль от уколов "освободить" от больницы и увезти его домой. Да, боль от капельниц прекратится, но болеть то он будет еще больше, сложнее, так и доведет себя до смерти. А болящий духовно, до духовной смерти.
Кто знает, что такое озарение? Например, трудишься над задачей, математической, творческой, жизненной и не понимаешь, как это сделать, но вот в один миг осознаешь, и реализуешь это!
Пытался я даже молиться о вразумлении. Часто, во время молитвы посещает это самое озарение, готовая мысль, целый блок мыслей.
Иногда понимаешь, но выразить все не можешь. Ведь нельзя выразить многое, описать чувства в деталях, даже физические, прикосновение к теплу или холоду, как его опишешь? Звук вертолета или мяуканье кота, можно только повторить, но не описать суть.
А если уж речь о более серьезном, например влюбленность, кто не чувствовал не сможет толком рассказать о ней. Вдохновение художника, поэта?!
Бог и его святые, его ангелы, живут вне времени, время есть только у нас, на земле, здесь и сейчас существует "момент", там за пределами нашего бытия его нет, там вечность.
Процесс воспитания нашей души связан с другими душами, нашими собратьями по беде, благодать (небесная энергия) касаясь одного из нас, касается и окружающих его людей, через события, через этот самый момент.
Одна душа стремится к Нему, в горний мир, другая душа вяло падает вниз, не понимая, что есть лучшее.
И вот, формируется ситуация, в которой одна душа молится о другой, упрашивая Создателя мира, об исправлении душевной болезни, той, другой души, просит о снижении уровня скорбей, об уменьшении страданий.
Просит она Бога из времени из "момента" в котором находится, но в Царстве Небесном вечность, а значит Бог, зная, что эта душа (человек, что хочет молиться) будет просить, формирует обстоятельства жизни всех вокруг, так, что именно эта душа, а не другая, будет Его просить.
Он подает ей (душе) возможность для роста в любви к ближнему, в опыте молитвы, в познании Бога.
А второй душе дает ослабление скорби, болезни исцеляя ее по молитве первой души. Но, подает Он это по ряду причин. Эта "матрица" времени, жизни сформировалась так, что Христос зная, что именно к этому моменту болящая душа уже будет готова к исцелению и приходу к Нему, поиске исправления.
Как пророк Иона, шел в Ниневию не зная, что Ниневитяне исправятся, он проповедовал о разрушении города, но жители этого города начали поститься осознав свои проблемы. Сам пророк огорчился, тем, что пророчество не исполнилось. Но если бы он не пришел, то и город бы пострадал, ведь весть о разрушении не дошла бы до них, а значит, они не стали бы исправляться. Бог хочет всем нам добра, значит нужен был и пророк Иона, который хотел убежать от Бога и был в чреве кита, нужно было его слово для исправления целого города.
Эти обстоятельства явно формировал Бог, понуждая Иону идти в Ниневию, зная, что они изменят образ жизни. В противном случае пророк был бы не нужен для этой задачи.
Любую ситуацию Он обращает к добру, даже в тех случаях, когда пророки были убиты, ведь открывая им цели проповеди, Творец не мог не открывать и конец их жизни в личном с ними общении.
Резюмируя разбор этого вопроса, можно сказать, что человеческий мозг не может до конца охватить количество связей, формирующих такой момент, а значит и такой вопрос. Мы не сможем вместить в себя все эти связи между событиями и людьми, по крайней мере в земной жизни и без благодати, которая была например у преподобных отцов. В таких жизненных обстоятельствах огромное количество взаимосвязей формирует момент, который приведет нас к лучшему.
Но, наблюдая за частью из них и анализируя прошлое, что привело к этим моментам, можно сказать, что молясь за другого, мы обязательно "попадем в точку" даже если молитва не исполнится, как ситуация с пророком Ионой. Потому, что именно мы и именно сейчас должны молиться, так сформировалась наша жизнь и этот момент, по промыслу Бога, через всю эту совокупность связей, что создала этот момент так называемой матрицы или бытия.
Можно спросить, но если так все хорошо и Бог любую ситуацию ведет к добру, почему многие идут в ад? Потому, что мы не знаем, всей картины, ее деталей. К примеру, если бы драгдилеру позволили продать наркотик не десяти человекам, а сотне, то он сам бы ушел глубже, ниже после смерти, но мы не видим этот момент ограничения, когда некий полицейский сажает его в тюрьму, тем самым улучшая и его и касаясь всех вокруг, а сам получая за это повышение по службе, чтобы в будущем спасти например эту сотню жизней. При этом попускается стать наркоманом десяти, ради какой-то цели, как говорил прп. Серафим:
"Родной мой брат, подполковник В.В. Островский часто гостил в Нижнем Новгороде у родной нашей тетки, кн.Грузинской, которая имела большую веру в о.Серафима. Однажды по какому-то случаю она послала брата в Саровскую пустынь к этому прозорливому старцу. Отец Серафим принял моего брата очень милостиво и, между прочими добрыми наставлениями вдруг сказал ему:
— Ах, брат Владимир, какой же ты будешь пьяница!
Эти слова чрезвычайно огорчили и опечалили брата. Он награжден был от Бога многими прекрасными талантами и употреблял их всегда во славу Божию. К о.Серафиму имел глубокую преданность, к подчиненным был как родной отец. Поэтому он считал себя весьма далеким от такого наименования, неприличного его званию и образу жизни.
Прозорливый старец, увидев его смущение, сказал ему еще:
— Впрочем, ты не смущайся, и не будь печален. Господь попускает иногда усердным к Нему людям впадать в такие ужасные пороки, и это для того, чтобы они не впадали еще в больший грех — высокоумие. Искушение твое пройдет, по милости Божией, и ты смиренно будешь проводить остальные дни своей жизни. Только не забывай своего греха.
Дивное предсказание старца Божия действительно сбылось потом на самом деле. Впоследствии разных дурных обстоятельств брат мой впал в эту несчастную страсть пьянства и, к общему прискорбию родных своих, провел несколько лет в этом жалком состоянии. Но, наконец, за молитвы о. Серафима, был помилован Господом: не только оставил прежний свой порок, но и весь образ своей жизни изменил совершенно, стараясь жить по заповедям евангельским, как прилично христианину."
из кн. "Промысел Божий в моей жизни".