Он работал в государственном управлении, а потом сбежал из страны и написал мемуары о том, какова изнутри политика Советского Союза. История судьбы Бориса Бажанова, путь от личного секретаря Сталина и до его обличителя.
Борис Бажанов (1900 – 1982) родился в небольшом городе Винницкой области на Украине. Он окончил гимназию в 1918 г. – через год после Революции – и поступил в Киевский университет.
Однако не смог окончить даже первый курс: тогда власть на Украине захватил гетман Скоропадский, который закрыл учебное заведение из-за революционных взглядов большинства студентов. Борис больше не видел смысла оставаться в Киеве, поэтому он вернулся домой.
Побег из родного края
Практически каждый месяц к власти приходили новые люди: одерживали верх то большевики, то националисты. В стране происходили серьёзные беспорядки – это чувствовалось даже в провинции, поэтому Борис решил переехать в Москву в 1920 г.
Бажанов мечтал получить высшее образование, так что незамедлительно поступил в Высшее Техническое Училище. Однако жить в Москве ему приходилось в довольно тяжёлых условиях: зимой в комнате было очень холодно, постоянно чувствовалась нужда в деньгах, подступал голод. Борис пришёл на работу в Орготдел ЦК партии, где благодаря случайным обстоятельствам в 1922 г. его жизнь перевернулась с ног на голову.
Под крылом Сталина
Каганович, заведующий его отдела, должен был написать статью в газету «Советское строительство», однако отказался из-за большой занятости на работе. Но это была всего лишь отговорка – на самом деле он был весьма безграмотным человеком. И тут на помощь пришёл Бажанов.
Борис написал блестящую статью, благодаря чему потом стал секретарём Кагановича и писал все необходимые ему тексты. Через год Бажанов получил повышение до секретаря Оргбюро ЦК, а потом с помощью рекомендации Кагановича стал личным секретарём Сталина.
Вместе с этим Бориса пригласили на должность секретаря Политбюро ЦК: он присутствовал на всех заседаниях партии, а также отмечал все официальные и стратегически важные постановления. Но, с другой стороны, у него была возможность проникнуть в сердце процесса управления страной, познакомиться с главными людьми государства – об этом и о многом другом Борис вскоре напишет в своих мемуарах.
В своих кругах Бажанов довольно быстро стал известным, ведь фактически был правой рукой Сталина. Троцкий писал о нём, что «в лучшем случае за год он просматривал 10-12 документов, для него это уже было много». Мы можем соглашаться со словами этого известного политического деятеля или опровергать их, но факт, что они были написаны именно о Бажанове – остаётся фактом.
Очевидно, что, познав административный процесс, Борис сильно в нём разочаровался и стал антикоммунистом. Заговорщики, которым никогда не нравилась личность Бажанова, так и хотели подловить его на преступлении против государства и сдать властям. Такой случай предоставился, когда Борис отправлялся в командировку в Туркмению в 1927 г.
Разочарование и побег за границу
ОГПУ подослали своего человека, который должен был убить Бажанова, если тот захотел бы сбежать. Однако ситуация развернулась совершенно по-другому: Борис уговорил его скрыться вместе.
В Мешхеде, куда отправились беглецы, члены ОГПУ несколько раз совершали покушения на их жизни, однако каждый раз Бажанову и его сообщнику удавалось спастись. В Персии оставаться было небезопасно, поэтому они сначала уехали в Индию, а потом перебрались в Париж. Изменение местоположения жертвы не стало преградой для ОГПУ, так что они снова пытались довести дело до конца: расправиться с Бажановым.
Но все попытки вновь потерпели крах. Борис так и остался до своего последнего дня предан Парижу, городу, в котором писал статьи во французских журналах и получал гонорары за публикации своих мемуаров.
Обличение сталинского режима
Свою книгу «Воспоминания бывшего секретаря Сталина» Бажанов издал в 1930-ом году во Франции. Она тут же покорила публику и стала самой продаваемой книгой последних лет. Через несколько месяцев её перевели с французского на другие языки, и мемуары разлетелись по миру.
Борис же утверждал, что первым, кто прочитал его книгу, был сам Сталин, которому доставили издание с помощью аэроплана. Однако Иосиф Виссарионович никак её не прокомментировал. Кремль молчал. В чём заключалась причина?
Мы предполагаем, что властям просто нечего было ответить, когда их разоблачили и обличили все тайные и несправедливые поступки. Опровергать это было бы глупо, а соглашаться с ними – то же, что признать свою вину.
В мемуарах Бажанов вспоминал свои годы службы в ЦК и рассказывал читателям о ситуациях, свидетелем которых был сам:
- как работала административная машина и какие карательные меры были уготовлены несогласным с режимом
- как страдали люди, находясь под постоянным наблюдением властей и о многом другом, о чём вы можете прочитать в «Воспоминаниях…», которые были изданы в 1990-е на русском языке.
Скончался Борис в канун Нового года в 1982 в Париже, он дожил до глубокой старости и стал довольно известным человеком в нашей стране и за рубежом. Сейчас к его мемуарам обращаются люди, заинтересованные в том, как работал механизм советской власти.