Найти тему
Economista Internacional

Урок 4. Микроэкономика 1

Это бесплатный курс по экономической теории и микроэкономике, рассчитанный на 2 недели интенсивных занятий, который также по своей структуре является конспектом объёмного учебника.

Содержание:

1. Теория ценовой эластичности спроса и предложения.

2. Теория потребительского поведения.

3. Теория издержек производства.

------

Эластичность

Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:

1) если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным;

2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по следующей формуле:

-2

Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, тогда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы.

Эластичность спроса
Эластичность спроса
Совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос  Кривая совершенно неэластичного спроса (О,) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.
Совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос Кривая совершенно неэластичного спроса (О,) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.

Эластичный спрос

Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

Неэластичный спрос

Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в конечном счете общая выручка уменьшится. Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

Единичная эластичность

В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменители

Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на машинное масло фирмы «Тексако» является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще.

2. Удельный вес цены продукта в доходе потребителя

Чем большее место занимает продукт в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Так 10%ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости

Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнаны в качестве предметов первой необходимости. Если цены на изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.

4. Фактор времени

Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.

Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта.

Кратчайший рыночный период

Это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена.

Краткосрочный период

Это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом.

Долговременный период

Это (долгий) период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые — покинуть ее. В долговременном периоде изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам.

В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая цена была бы равна первоначальной цене.

Государство может устанавливать верхние и нижние потолки стен

Установление потолка цен приводит к устойчивому дефициту.
Установление потолка цен приводит к устойчивому дефициту.

Потолок цен — законодательно установленная максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Эти потолки цен позволяют потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости

Нижний уровень цены — минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия.

Законодательство о минимуме заработной платы, а также под держа цен на сельскохозяйственную продукцию — вот два; наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен.

Первое объяснение. Закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.

1. Эффект дохода — это когда снижение цены увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество товара.

2. Эффект замещения — это когда снижение цены делает продукт более привлекательным и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве.

Второе объяснение. Продукт обладает полезностью. Полезность — это способность продукта удовлетворять потребителя. Полезность определенного продукта будет существенно различной для разных людей. Пара очков имеет огромную полезность для того, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, но совершенно бесполезна для человека со стопроцентным зрением.

Предельная полезность — добавочная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции.

Закон убывающей предельной полезности — начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение, т.е. происходит убывание предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта.

Суть теории потребительского поведения такова:какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую полезность или удовлетворение?

1. Мах товаров и услуг при min. расходов

Такое поведение потребителя рассматривается как разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность.

2. Предпочтения

Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут' из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают купить.

3. Доход потребителя

Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров. За несколькими исключениями — Рокфеллеры, Майкл Джексон и король Саудовской Аравии — все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.

4. Цены

На все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть цены. Почему? Потому, что их производство требует издержек редких и, следовательно, ценных ресурсов. Потребитель должен идти на компромиссы; он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Согласно правилу максимизации полезности потребитель может максимизировать полезность, если он распределит свой денежный доход таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на продукт А, а также последний доллар, израсходованный на продукт В, и так далее принесут одинаковое количество добавочной, или предельной, полезности.

Предельная полезность в расчете на доллар, затраченный на продукт А, обозначим как MU продукта А, деленное на цену продукта А, а предельная полезность в расчете на доллар затрат на продукт В — как MU продукта В, деленное на цену продукта В. Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны. А именно:

-6

Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса отдельного индивида. Основными факторами, определяющими кривую спроса индивида на определенный продукт, являются:

1) вкусы; 2) денежный доход; 3) цены других продуктов.

"Снижается цена в два раза - предельная полезность возрастает в два раза". Снижение цены товара В привело к росту реального дохода покупателя, так что появилась возможность приобрести большее количество товаров А и В на те же 10 долл, реального дохода. Увеличение покупок и представляет собой эффект дохода.

Бюджетная линия потребителя
Бюджетная линия потребителя

1. Изменение дохода: расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода, т.е. увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

2. Изменение цены: изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево.

Кривые безразличия воплощают в себе «субъективную» информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукта А или продукта В. По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности.

Кривая потребительского безразличия
Кривая потребительского безразличия
Карта безразличия. Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.
Карта безразличия. Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.

Характерные черты кривых безразличия:

1. Нисходящий вид кривой.

( Кривые безразличия имеют вид нисходящих по той простой причине, что как продукт А, так и продукт В обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель приобретает больше продукта В, тем самым увеличивая для себя его совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта А. Иначе говоря, чем больше В, тем меньше А, так что между количествами А и существует обратная связь, а любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид. )

2. Выпуклость по отношению к началу координат.

( Чем можно объяснить выпуклость кривой безразличия? Ответ заключается в том, что субъективная готовность потребителя к замещению продукта А продуктом В (или наоборот) зависит от начальных количеств продуктов А и В. В общем, чем больше количество продукта В, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Аналогичным образом, чем меньше количество продукта А, тем больше его предельная полезность. Это значит (см. рис. 10.2), что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта А в порядке компенсации на приобретение каждой дополнительной единицы В. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, т.е. выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно сказать, что MRS снижается по мере продвижения вправо вдоль кривого безразличия. )

3. Карта безразличия.

( Теория кривых безразличия, рассуждая о свойствах бюджетной линии, утверждает, что при данной цене продукта А повышение цены продукта В приведет к перемещению кривой бюджетной линии влево, ближе к началу координат. Благодаря манипулированию ценой продукта. В при помощи кривых безразличия и бюджетных линий можно построить нисходящую кривую спроса на продукт. )

Равновесное положение потребителя
Равновесное положение потребителя

Построение кривой спроса: а — два положения равновесия; б — кривая продукта В. Если цена продукта В повысится с 1 до 1,5 долл. (рис. 10.5, а), положение равновесия переместится из точки X в точку X' при соответствующем уменьшении количества спрашиваемой продукции с 6 до 3 единиц. Кривая спроса на продукт В строится путем соединения между собой точек, соответствующих различным комбинациям цен и количеств, в частности (1 долл. — 6 единиц и 1,5 долл. — 3 единицы).

Важное о кривых безразличия:

  • объяснение потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании бюджетной линии и кривых безразличия;
  • бюджетная линия показывает все комбинации двух продуктов, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен на продукты. Изменение цен на продукты или величины денежного дохода приведет к перемещению бюджетной линии;
  • кривая безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат;
  • потребитель выберет такую точку на бюджетной линии, которая поставит его на наиболее высокую изо всех доступных ему кривую безразличия;
  • изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и выявлению нового положения равновесия. Нисходящая кривая спроса может быть построена путем нанесения на график комбинаций цены и количества спрашиваемой продукции, соответствующих старому и новому положениям равновесия.

Экономические издержки — расходы, которые фирма обязана сделать, чтобы отвлечь определенные ресурсы от их использования в альтернативных производствах.

Внешние издержки — расходы, которые фирма несет «из своего кармана» в пользу «аутсайдеров», поставляющих трудовые ресурсы, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т.д. Они представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащих к числу владельцев данной фирмы.

Внутренние (вмененные) издержки — расходы, связанные с использованием тех факторов производства, которыми фирма уже располагает и, следовательно, не покупает и не арендует.

То, что получает предприниматель в рамках предприятия, называется нормальной прибылью.

Нормальная прибыль- это состояние, которое существует, когда экономическая прибыль компании или отрасли равна нулю.

Нормальная прибыль- это доход, при котором целесообразно вкладывать капитал в данную отрасль, поскольку предприниматель не только возместит потери, связанные с использованием факторов производства, но и получит доход, возмещающий минимальные затраты предпринимательского фактора.

Экономическая прибыль (англ. economic profit) — прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца

Издержкивнешние и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, необходимы для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного бизнеса.

Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.

Экономическая прибыль — общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя).

Экономическая прибыль = Общая выручка — Экономические издержки.

Экономическая и бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль равна общей выручке за вычетом вмененных издержек, т.е. суммы внешних и внутренних издержек, включая нормальную прибыль предпринимателя. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке за вычетом внешних издержек.
Экономическая и бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль равна общей выручке за вычетом вмененных издержек, т.е. суммы внешних и внутренних издержек, включая нормальную прибыль предпринимателя. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке за вычетом внешних издержек.

--------

Материал ориентирован на тех у кого нет средств или времени для полноценного обучения. Моя позиция, как автора конспекта заключается в том, что каждый должен иметь возможность получать знания.

Всё же для полноценного обучения рекомендую ознакомиться с данным учебником:

Носова, С.С., Микроэкономика. Макроэкономика : учебник / С.С. Носова. — Москва : КноРус, 2022. — 468 с. — ISBN 978-5-406-08680-3. — URL:https://book.ru/book/940650