Найти тему
SKILLARY

Ребенок и информация

Оглавление

Мы живём в постоянном информационном потоке. Он льётся на нас через экраны телефонов, от коллег, родственников и знакомых, из каждого чайника и утюга. Мы к нему привыкли, и даже научились автоматически отфильтровывать ненужное. И все равно от такой насыщенности иногда чувствуем усталость.

И это если говорить про нас, взрослых людей. Про тех, кому жизненный опыт позволяет как-то наладить свою жизнь и рабочие процессы в условиях постоянного информационного шума. А каково приходится детям? Они с первых лет жизни оказываются в таком же потоке, только совершенно не подготовленные.

Дети впитывают, как губки. Всё, что оказывается в зоне их досягаемости. Познавательные передачи и приколы из Тик-Тока, иностранные языки и выражения, не допустимые в приличном обществе, слова педагога и страшилки бабушки-соседки. Но память человека и познавательные способности не бесконечные. Того ресурса, который занят бесполезной информацией, может не хватить для изучения чего-то нужного. Получается, что "голова забита не тем".

Что полезно учитывать родителям, чтобы сделать информационное пространство более адаптированным для ребёнка и безопасным?

- Учить анализировать источники информации и относиться критически к непроверенным данным.

- Дозировать время, проводимое ребёнком перед экраном телевизора и с гаджетом.

- Прежде, чем предложить ребёнку мультик, телепередачу, видео или книгу, познакомиться с ними самим.

- Следовать режиму дня: делу – время, потехе –час.

- Разговаривать на интересные ребёнку темы.

- Проинструктировать старших членов семьи (бабушек, дедушек) о вашей позиции по освещению той или иной темы перед ребёнком.

Важно, чтобы позиция всех членов семьи по вопросам информации была едина.

6 – 8 лет: возраст исследователей

-2

Ребёнок интенсивно впитывает информацию. У него развивается логическое мышление. Он интересуется окружающим миром и ищет во всем причинно-следственные связи. Он задаёт много вопросов, направленных вглубь интересующего предмета. Не "что?", а "почему?", "зачем?", "что будет, если?".

Младшие школьники любят проверять известные постулаты на практике. Снег не горит? Точно? А если поджечь? Мох растёт на стволе дерева с северной  стороны? Достанем компас, проверим! Поэтому им необходимы элементы интерактивности в обучении. Так они вовлекаются и быстро усваивают материал. Эти же приёмы работают при обучении бытовым действиям и вопросам безопасности. Лучше всего не просто объяснять и периодически напоминать, но и проигрывать на конкретных примерах.

А монотонная деятельность, требующая длительной концентрации и сосредоточенности, утомляет. Ребёнку тяжело концентрироваться. В этом возрасте информация, а особенно правила, не усваиваются с первого раза. Например, правила оформления домашней работы – сколько куда отступать клеток/строчек. Поэтому нужно просто повторять их много раз и не рефлексировать.

Часто дети приносят из школы не только первые оценки, но и "плохие слова".  Они не всегда понимают их значение и не знают, что говорить такое неприлично.

Как родителям помочь упорядочить поступающий поток информации?

- Объясняем, что не нужно бездумно повторять за кем-то слово, смысл которого не известен. Можно проинструктировать, какие именно слова произносить не нужно, особенно при взрослых.

- Контролируем время использования гаджетов и время за просмотром мультфильмов.

- Предлагаем возможности изучения нового на практике – эксперименты, исследования.

- Читаем вместе и иногда меняясь ролями чтеца и слушателя – чтение повышает грамотность и тренирует память.

- Объясняем, что не вся информация, которая до нас доходит, достойна нашего внимания.

9 – 11 лет

-3

В этом возрасте ребёнок заканчивает младшую школу и его стиль усвоения полезной информации уже обретает очертания. Он знает, какие предметы ему легче даются, у него сформировалась система в выполнении домашних заданий. Например, сначала письменные предметы, потом устные.

Родители уже могут ориентироваться в направлении способностей детей и иногда переводят их в классы с углублённым изучением каких-то предметов.

Многие сталкиваются с проблемой построения ребёнком связной речи. В ней много жаргонизмов, междометий, перескакивание с одной темы на другую.

Дети активно общаются со сверстниками и многое друг у друга перенимают. Они в курсе новинок в области музыки, киноиндустрии, гаджетов. Часто употребляют непонятные слова, и уже в роли "почемучек" выступают родители.

Что можно сделать, чтобы упростить ребёнку ориентирование в потоке информации и помочь развиваться?

- Беседовать. Простые непринуждённые беседы помогут лучше узнать внутренний мир вашего ребёнка, а ему дадут возможность потренировать навык рассказчика.

- Читать современную подростковую литературу, чтобы иметь представление о том мире, в котором живёт ваш ребёнок.

- Организовать полезный досуг ребёнку. Подойдут кружки, спортивные секции. Это не только даст ему возможность попробовать себя в новом и сделает информационное поле более содержательным. Это ещё и сформирует интересное окружение и уменьшит риск "плохого влияния".

- Организовывать семейную программу на выходные. Подойдут культпоходы, отдых на природе, кино, настольные игры. Это сблизит и добавит новых впечатлений.

- Продолжать повторять, повторять... И не рефлексировать по этому поводу.

12-14 лет

-4

Это время особенно интенсивного роста и развития. Ребёнок входит в так называемый переходный возраст со всеми его сложностями, включая гормональный взрыв, эмоциональную нестабильность, обидчивость.

Но вместе с тем происходит стремительное развитие памяти и речи. Ребенок управляет своим вниманием, способен в нужный момент собраться и сосредоточиться. У него развивается абстрактное мышление. Уже не нужно каждый раз адаптировать информацию и объяснять снова и снова на понятных конкретных примерах.

Часто советы взрослых подростки воспринимают болезненно или критически. Особенно если эти советы они слышат уже на в первый раз. Они не выносят нравоучений и снисходительного тона, всеми силами стремятся продемонстрировать свою взрослость. Поэтому от родителей в этот период потребуется максимум гибкости и дипломатичности.

Несмотря на интенсивное развитие, успеваемость в школе в этот период часто падает. Причинами могут быть гормональная перестройка, большая учебная нагрузка, конфликты со сверстниками и учителями, влияние друзей.

Что можно предпринять, чтобы разгрузить информационный шум и помочь ребёнку в нём сориентироваться?

- Сохранять тёплые отношения. Комфортная, мягкая обстановка в семье, поддержка близких поможет ребёнку легче пережить этот непростой для него период. Так он будет чувствовать себя увереннее и его не будут привлекать альтернативные мнения, противоречащие вашим семейным ценностям.

- Быть в курсе контактов ребёнка: с кем он дружит, кто родители его друзей, где они живут.

- Аккуратно наблюдать за поведением ребёнка в соцсетях и за кругом его общения. Мягко, без назидательности делиться с ним наблюдениями, если что-то настораживает.

- Давать больше самостоятельности, свободы, давать поручения, где он может проявить себя взрослым. Таким образом мы демонстрирует своё доверие и признаём, что наш ребёнок уже не маленький.

- Быть в курсе его хобби и увлечений, поддерживать ребёнка в его начинаниях. Даже если нам это не близко. Это объединяет и помогает нам быть в курсе той информации, которую получает ребёнок.

15 – 18 лет

-5

После 15 лет гормональный фон постепенно нормализуется, подростковый бунт идёт на спад, и ребёнок становится более спокойным и готовым к диалогу. И к восприятию информации.

При этом у ребёнка развивается способность к анализу. Всё, что он слышит из разных источников, он "переваривает" и делает выводы. В том числе и то, что исходит от родителей. Поэтому авторитарный стиль и "потому что я так сказал" не добавляют нам очков в глазах взрослых детей. Они видят наши слабости  и недостатки. А потому некоторые вещи, которые мы им говорим, воспринимают критически.

Общаясь с взрослым ребёнком, важно относиться к нему на равных. Не критиковать, не поучать, не навязывать своей точки зрения. Лучше взять на вооружение формат советов, рекомендаций и информации к размышлению.

Это тот возраст, когда мы пожинаем плоды того, что посеяли. Если к этому моменту у нас успели сформироваться тёплые доверительные отношения, то ребёнок будет прислушиваться к нашему мнению и делиться своими новостями, мыслями, переживаниями. В противном случае больший авторитет для него будут иметь другие люди – друзья, блогеры и т.д.

В старших классах школы особое значение приобретает учёба, ведь не за горами поступление в ВУЗ. Обычно дети интенсивно подтягивают знания по нужным предметам, много занимаются самостоятельно и с репетиторами. Это серьёзная нагрузка, и родителям стоит предусмотреть отдых в этом насыщенном графике. А также постараться снизить градус напряжённости.

Что поможет справиться с этой задачей?

- Семейный досуг.

- Активный отдых в выходные.

- Обсуждения фильмов, книг, музыки – того, чем интересуется подросток.

- Общение с друзьями.

Заключение

Мы живём в век информации. Она повсюду, самая разная – и полезная, и нет. И мы не можем повлиять на то, что увидят/услышат наши дети на детской площадке, в школе, от друзей или в интернете. Чтобы контролировать все источники, нам придётся изолировать детей. А это не то, что поможет им в дальнейшей жизни.

Наша задача – научить их жить в этих условиях. Анализировать, думать, фильтровать, соблюдать информационную гигиену и иногда давать себе отдых.

-6

В этом нам помогут:

- личный пример – чтобы донести мысль, что нельзя целыми днями смотреть в гаджеты, мы сами не должны так делать;

- чтение книг – полезная привычка, которая оставит меньше пространства для информационного шума, но даст пищу для размышлений и тему для обсуждений;

- хобби и увлечения – обеспечат поток полезной и интересной информации и новые знакомства;

- любовь и поддержка.

Если ребёнок чувствует, что здесь его любят, понимают и принимают, ему  важно ваше мнение, он будет к нему прислушиваться и доверять. И со временем у него выработается собственный фильтр, который не даст вредной, опасной информации просочиться в его голову и пустить там корни.

Дети из благополучных семей, выросшие в атмосфере любви, доверия и уважения, как правило, быстро учатся ориентироваться в информационных потоках. У них есть встроенный "компас", и они знают, куда им двигаться дальше.

Автор статьи: SKILLARY - интерактивный сервис с квестами для детей 6 - 12 лет. Помогает сделать телефон полезным инструментом и направить энергию ребенка в саморазвитие и полезные привычки.