Тема БПЛА, беспилотников, дронов, называть можно как угодно, на слуху у всех относительно недавно. Активно развиваться БПЛА начали ближе к концу 20 века, с развитием новых систем навигации и связи. Законодателем мод в сфере БПЛА являлись и являются США и Израиль. Россия играет роль догоняющего, но это вовсе не значит, что у российских беспилотников нет истории. Она есть и довольно богатая.
Традиционный привет всем, кто подписан на канал и тем, кто только собирается это сделать! Сегодня попробую просто и без лишней воды рассказать о советских БПЛА, которые, как показали недавние события, еще в строю.
ЛА-17М / ЛА-17Р
Это первый советский беспилотный летательный аппарат, который изначально создавался как летающая мишень для ПВО и авиации. Первые модели ЛА-17М запускались с самолета-носителя, а именно - с бомбардировщика ТУ-4. Дроны-мишени располагались под крыльями.
Далее, от заморочек с самолетом-носителем решили отказаться и поставили ЛА-17 на лафет от зенитной установки КС-19 (все гениальное просто) и добавили парочку твердотопливных ускорителя. В итоге БПЛА ЛА-17 научился взлетать сам. Садиться сам так и не научился. Вариантов посадки было два - или на брюхо с разрушением двигателя или пикированием с остановкой "об землю". Остатки собирали в совок и выкидывали.
Далее внедрили систему посадки, но опять же на брюхо.
На базе ЛА-17М сделали ЛА-17Р - это уже разведчик. Путем не хитрого внедрения в ЛА-17 телекамеры со звучным названием "Чибис", фотоаппаратов разных моделей и аппаратуры радиационной разведки "Сигма". Хитрой была система электропитания. Вентилятор приводился в движение набегающим потоком воздуха и вращал электрогенератор.
Стартовал ЛА-17Р как и ЛА-17М последних моделей - с лафета, которому дали название СУТР-1.
ТУ-123 "Ястреб"
Этот аппарат уже в разы серьезнее. Сверхзвуковой разведывательный БПЛА впервые поднялся в воздух 1961 году, а встал на стражу границ СССР в 1964. Стоял на вооружении до 1980 года. Построен на основе БПЛА-камикадзе ТУ-121, который в серию не пошел.
БПЛА оснащался всевозможной разведывательной аппаратурой, которая располагалась в единственном многоразовом отсеке. Все остальные части дрона были одноразовыми. После выполнения задачи отсек Ф-1 на парашюте спускался в заданный квадрат. После - его искали по радиомаяку.
- Крейсерская скорость - 2700 км/ч
- Дальность применения - 3560-3680 км
- Высота полета - 19 000 - 22 800 м
На вооружении уже не стоит, но мог остаться на задворках западных границ СССР.
ТУ-141 "Стриж"
Следующий БПЛА от КБ Туполева. Встал на вооружение в 1979 году. "Стриж" уже являлся всепогодным разведчиком, т.к. оснащался комплексом инфракрасной разведки. Одной из особенностей комплекса является то, что он трансзвуковой. Его скорость находится на границе сверхзвука. Это обусловлено конструкцией БПЛА.
Возврат на "базу" осуществляется с помощью парашюта. Стартует "Стриж" с пусковой установки с помощью стартового двигателя.
Производился на харьковском авиазаводе.
- Скорость полета - 1000 км/ч
- Дальность полета - 1000 км
- Потолок - 6000 м
ТУ-143 "Рейс"
Дальнейшее развитие темы разведывательных БПЛА в СССР. Принят на вооружение в 1982 году. В отличии от ТУ-141, этот аппарат был полностью возвращаемым на парашютной системе. Для посадки использовался так же тормозной двигатель и шасси.
Запуск "Рейса" осуществлялся из пускового контейнера.
Тактический БПЛА состоит на вооружении ВВС Украины и Белоруссии.
- Скорость полета - 950 км/ч
- Дальность - 180 км
- Потолок - 1000 м
- Минимальная высота полета - 10 м
_________________________________________________________________________
Ударные БПЛА в СССР не создавали, точнее работы велись, но было решено, что баллистические ракеты эффективнее и надежнее и проект ТУ-121 закрыли. К слову в США первый ударный БПЛА был создан в 1942 году. The Interstate TDR даже успел попортить кровь японцам во время Второй Мировой войны.
На этом пока все. Подписывайтесь на канал, пишите что вы думаете по этой теме. Ну и всем добра!